Российский Фонд перспективных исследований анонсировал проект «Циклон», в рамках которого разрабатывается аэромобиль с циклическими движителями. «Циклокар» будет достигать 6,2 метра в длину и 6 метров в ширину и сможет поднимать в воздух до 600 килограммов груза или шесть пассажиров. Силовая установка может быть полностью электрической или гибридной. Расчётная дальность полёта составит 500 километров, максимальная скорость — 250 км/ч. Ожидается, что первый полет летающего автомобиля состоится в 2022 году.
В рамках проекта Фонда перспективных исследований создается аэромобиль «Циклокар» с оригинальными циклическими движителями. Разрабатывает его Институт теплофизики сибирского отделения Российской академии наук. К настоящему времени проведено предварительное проектирование машины и наземные испытания циклического движителя диаметром 1,5 метра. Такой тип привода отличают возможность быстрого изменения вектора тяги, компактные размеры и низкий уровень шума.
В ходе первого этапа работ произведено предварительное проектирование машины, а также выполнены наземные испытания циклического движителя (циклического ротора) диаметром 1,5 м. Полученные в ходе испытаний результаты по тяге и потребляемой электрической мощности полностью подтвердили полученные ранее аналитическими расчетами характеристики для испытываемого ротора.
Помимо компактных по сравнению с вертолетной техникой габаритов, отличительной особенностью аппарата является возможность посадки на наклонную поверхность (до 30 градусов) и причаливания к вертикальным поверхностям.
«Циклокар» получит последовательную гибридную силовую установку (ГСУ) российского производства, которая позволит адаптировать его под конкретного заказчика. Он может быть оснащен бензиновым роторно-поршневым двигателем или более мощным вариантом ГСУ на основе турбовального двигателя.
Федеральное Правительство России
Пока в воздух поднялась лишь масштабная копия «Циклокара» весом 60 килограммов.
На нем отработаны основные принципы, алгоритмы и механизмы управления, автоматическая система управления полетом, а также аэродинамическая компоновка.
Летный демонстратор может нести полезную нагрузку 10-20 кг. Соответственно, такие дроны-циклокоптеры смогут выполнять задания Минобороны, выполняя ударные задачи. На дрон можно установить пулемет или неуправляемые бомбы. Кроме того, из-за низкого уровня шума циклокоптер может незаметно вести разведку.
Уже в следующем году разработчики обещают провести пилотные полёты полноразмерного прототипа. Его оснастят полностью электрической силовой установкой. Серийный вариант предполагается подготовить в течение трёх лет.
«Циклокар» – это циклолет, летательный аппарат, который удерживается и движется в воздухе благодаря циклическим движителям (циклическим пропеллерам-роторам). Среди основных преимуществ таких движителей — быстрое управление вектором тяги на 360 градусов, низкий уровень шума, компактность. При этом циклический движитель — одно из самых сложных в проектировании аэродинамических устройств. На фотографии — прототип летающего автомобиля.
Источник: fdi.gov
«Циклокар» разрабатывают прежде всего для использования в городских условиях и в труднодоступной горной местности. Он способен летать среди препятствий, стыковаться с вертикальными поверхностями, а также взлетать и приземляться на наклонной поверхности (чего не могут сделать вертолет или квадрокоптер), демонстрируя при этом высокую маневренность.
Аэромобильная концепция «Циклокара» выражается простой формулой «полноценный летающий автомобиль». При стандартной для легковых автомобилей грузоподъемности в 600 килограммов летательный аппарат имеет сравнительно небольшие габариты.
Управлять «Циклокаром» будет не сложнее, чем современными автомобилями. Пилотирование может осуществляться оператором на борту, либо с гаджета в зоне работы бортовой системы связи или с наземного пункта управления как полноценным беспилотником. Пилот-оператор фактически будет выполнять дистанционное управление, передавая системе автоматического управления команды по определению направления и скорости полета, а также осуществлять необходимый контроль режима движения.
Предполагается, что летающий автомобиль будет доступен как для гражданского, так и для военного использования, включая городскую воздушную мобильность, поиск и спасение, работу полиции, пожаротушение, туризм, геодезию, транспортировку грузов в труднодоступные места и многое другое.
Испытания летного демонстратора, который может нести полезную нагрузку 10-20 кг.
Источник: Журнал «Наука и Техника» https://naukatehnika.com/