Российские БПЛА содержат инерциальную навигацию

0
731

Системы этого типа отличаются автономностью, надёжностью, и низким энергопотреблением.

Российские беспилотные летательные аппараты могут получить бесплатформенную инерциальную навигационную систему (БИНС). Она позволит БПЛА ориентироваться при отсутствии сигналов GPS/ГЛОНАСС. Новый комплекс навигации разработали на предприятиях холдинга КРЭТ (входит в госкорпорацию «Ростех»), сообщили представители госкорпорации в пятницу.

Новая система навигации отличается высокой точностью и автономностью. Российская БИНС сможет определять координаты, и придерживаться заданного маршрута даже без каких-либо ориентиров, отметили в «Ростехе».

БПЛА Альтиус-У, Ростех, российские БПЛА, летательные аппараты
БПЛА «Альтиус-У».
Фото: https://mil.ru

В основе навигационного комплекса для БПЛА лежит система, которая использовалась в самолётах — её адаптировали для специфики и задач беспилотников. При этом, система может работать не только автономно, но и в связке с GPS или ГЛОНАСС – в первом случае погрешность измерений не превышает 1%, отмечают представители КРЭТ. Испытания новых БИНС в составе беспилотников прошли в прошлом году, а полноценное использование системы в российских БПЛА начнётся «уже в 2021 году», — сообщает пресс-служба «Ростеха».

Неуязвимая навигация

В инерциальной навигации используют инерцию тел для определения координат и параметров движения. Датчики таких систем определяют ускорения и угловые скорости, высчитывая на их основе координаты объекта, необходимые для автоматического движения. Это позволяет выполнять навигационные задачи без каких-либо ориентиров – включая сигналы спутниковой навигации.

лазерный гироскоп, Арсенал, БПЛА, навигация
Кольцевой лазерный гироскоп с электрической накачкой производства киевского завода «Арсенал» на МАКС-2011.
Фото: https://commons.wikimedia.org

Для измерений в инерциальной навигации используются гироскопы и акселерометры, которые в БИНС жёстко связаны с корпусом системы. Бесплатформенная навигация отличается меньшей массой и габаритами. Кроме того, она может работать в условиях высоких перегрузок.

Напомним, в 2015 году КРЭТ поставил комплекты бесплатформенной навигации для «арктических» вертолётов Ми-8АМТШ-ВА. Системы БИНС-СП-1 и БИНС-СП-2 были разработаны специалистами ОАО «Московский институт электромеханики и автоматики». Эти комплексы работают на лазерных гироскопах, использующих эффект Саньяка – появлении фазового сдвига встречных электромагнитных волн во вращающемся интерферометре. Величина эффекта прямо пропорциональна угловой скорости интерферометра, что позволяет использовать его в навигации. Системы БИНС-СП-1 и БИНС-СП-2, предположительно, используются в БПЛА «Альтиус-У».

гироскоп КМ-11-1А, СВЧ-разряд, спутниковая навигация, акселерометры
Гироскоп КМ-11-1А от московского НИИ «Полюс» — здесь для накачки используется СВЧ-разряд.
https://commons.wikimedia.org

Недавно нам стало известно ещё об одном исследовании: в Сколтехе с помощью 3D-печати на чипе создан «электронный нос».

В следующим поколении БИНС используются волоконно-оптические гироскопы (ВОГ), работающие на тех же принципах, но обладающие лучшими свойствами. ВОГ позволяют сделать конструкцию прибора компактней, а в измерениях охватить большой диапазон угловых скоростей с высокой точностью.

Источник: Журнал «Наука и Техника» https://naukatehnika.com/

(Visited 201 times, 1 visits today)