Поправки в закон об образовании и регулировании просветительской деятельности уже приняты в первом чтении Госдумой. Сегодня, 21 января, авторы законопроекта должны подготовить его ко второму чтению. Если изменения все же примут, вести научно-просветительскую деятельность можно будет только по согласованию с властями. Разбираемся в ситуации и рассказываем о петиции против законопроекта.
Закон «Об образовании» снова будут менять
Инициативу законопроекта, который должен регулировать просветительскую деятельность, впервые озвучили в Комиссии по противодействию иностранного вмешательства в Совете Федерации в ноябре 2020 года. Тогда глава комиссии Андрей Климов заявил, что законопроект позволит закрепить возможность увольнения преподавателей, если в их просветительской деятельности найдут признаки разжигания розни, экстремизма и подрыва конституционного строя. Позже в том же месяце документ внесли на рассмотрение Госдумы и приняли в первом чтении в конце декабря.
Согласно документу, просветительскую деятельность, в частности чтение научно-популярных лекций, должно будет контролировать правительство, а для ведения такой деятельности нужно будет получать специальную лицензию после правительственного заключения. Необходимость законопроекта авторы объясняют тем, что отсутствие какого либо регламента якобы «создает предпосылки» для «бесконтрольной» пропаганды «антироссийскими силами под видом просветительской деятельности» среди школьников и студентов. В комиссии уверены — за популяризацией науки может скрываться «дискредитация государственной политики, пересмотр истории, подрыв конституционного строя».
Законопроект должен закрепить понятие «просветительской деятельности» в законе «Об образовании». Поправки ко второму чтению должны быть готовы к 21 января 2021 года.
«Эти поправки вредны для общества»
Чтобы узнать, как новый законопроект отразится на российких ученых и популяризаторах науки, редакция «Хайтека» пообщалась с Сергеем Валентиновичем Назаровым, научным сотрудником Крымской обсерватории, специалистом Севастопольского «Кванториума» и специалистом по работе с талантливой молодежью Севастопольского государственного технического университета (СевГУ). Он часто путешествует по стране, читая лекции по астрономии. Недавно Сергей Назаров принял участие в написании статьи для журнала Astronomy Reports о процессах, ответственных за рентген в некоторых квазарах.
Для него популяризация науки и астрономии в частности это и хобби, и работа одновременно. В начале 2010-х ему как специалисту стали все чаще задавать вопросы, связанные как с профессиональной, так и с любительской астрономией. «Тогда я понял, что делиться своими знаниями — мой долг перед обществом. Когда я сам только начинал увлекаться астрономией, мне категорически не хватало информации и живого общения с себе подобными и более продвинутыми астрономами», — объясняет Назаров.
Фото: Анастасия Никифорова
В своих социальных сетях ученый обращает внимание на проблему принятия новых правок и призывает подписать петицию против. Совсем скоро само понятие «популяризатор науки» канет в Лету, уверен астроном. Перед тем, как новый законопроект примут во втором чтении, Сергей согласился ответить на несколько вопросов для редакции «Хайтека».
— Итак, вскоре могут вступить в силу новые поправки к закону об образовании. Как думаете, что с ними не так?
— Вообще все не так. Они просто не нужны. Более того, они могут быть еще и вредны для общества.
— Как вы оцениваете состояние развития науки в России?
— К сожалению, мы отстаем по многим научным фронтам и здесь, «внизу», совершенно не ощущается чтобы «верха» тоже были этим озабочены и принимали титанические усилия для исправления ситуации. Чуть больше 30 лет назад мы были одной из самых развитых стран в мире в отношении как фундаментальных, так и прикладных наук. Разница с теми же с американцами была крайне незначительной.
Сейчас отрыв по годовому количеству статей в области фундаментальных наук составляет больше одного порядка.
Сергей Назаров, научный сотрудник КрАО, специалист Севастопольского «Кванториума» и по работе с молодежью СевГУ
— Как новый законопроект повлияет на ситуацию?
— Точно предсказать трудно, поскольку закон пока не принят и даже в случае принятия в текущем виде все равно будет дорабатываться и обрастать сопроводительными документами. Прямо сейчас уверенно ясно главное: закон носит ограничительный характер и поэтому никак не поспособствует развитию науки.
— Вы тесно общаетесь с другими учеными и популяризаторами науки. Какие настроения в научном сообществе?
— Настроения в целом похожие — от недоумения до бурного негодования.
— Как уверяют авторы проекта, одна из целей поправок — не допустить «негативного иностранного вмешательства» в образование. Что думаете по этому поводу?
— Я думаю, что в этом случае надо ограничивать конкретное иностранное влияние, если, по мнению авторов, оно представляет какую-то опасность, а не деятельность популяризаторов науки.
Контроль правительства
В законопроекте речь идет о «просветительской деятельности» за пределами образовательных программ школ и университетов. Зачастую именно за пределами общеобразовательных учреждений люди по-настоящему и увлекаются наукой. На добровольной основе. Как раз благодаря энтузиастам просветительской деятельности.
Кстати, а что попадает под это определение?
Самой просветительской деятельности в документе дано широкое определение. По замыслу разработчиков нового законопроекта, она может быть направлена на распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции в целях интеллектуального, духовного и другого развития человека. Очень широкое понятие, под которое попадают не только ученые-популяризаторы, но и авторы тематических блогов. Власти уверены — процедуру контроля за такой деятельностью должно установить правительство.
Авторы поправок недовольны тем, что закон никак не определяет «порядок осуществления» просветительской деятельности и не выдвигает никаких требований к ее участникам. Как сказано в пояснительной записке, такие мероприятия могут быть направлены на «дискредитацию» российской политики, «пересмотр истории и подрыв конституционного строя».
РАН против поправок. Российские ученые назвали их оскорбительными
Против новых поправок уже выступили Российской академии наук (РАН). Президиум направил в Госдуму запрос об отзыве законопроекта о просветительской деятельности, где предлагается обязать получать лицензии на нее от правительства для недопущения иностранного вмешательства, пропаганды экстремизма и розни. Трансляция заседания президиума велась на YouTube-канале «Научная Россия».
Президиум РАН проголосовал за предложение запросить Госдуму отозвать законопроект и прекратить его обсуждение. Ранее против документа высказалась Комиссия РАН по популяризации науки. В обращении группы российских ученых, опубликованном в газете «Троицкий вариант», постановка вопроса о лицензировании и регламентации просветительской деятельности названа «оскорбительной».
Сейчас петиция на сайте Change.org, направленная против поправок о просветительской деятельности, собрала более 140 тыс. подписей.
Сбор подписей инициировал астрофизик, доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник ГАИШ МГУ Сергей Попов. Петиция была создана две недели назад. В ней сказано, что предлагаемые поправки поставят под угрозу популяризацию науки в России.
«Многие просветительские проекты, основанные в первую очередь на энтузиазме их участников, могут оказаться под угрозой исчезновения из-за появления многочисленных бюрократических требований, необходимости лицензирования, согласования содержания каждой лекции», — подчеркивает ученый в своем публичном обращении.
Что в итоге?
В своем интервью для «Хайтека» Сергей Назаров подчеркивает — все крупные научные проекты (гравитационно-волновые телескопы, кольцевые и линейные коллайдеры, оптические и космические телескопы, ИТЕР и т. д.), в которых делаются самые выдающиеся открытия создаются при участии международных экспертов и ученых. Мир движется к объединению и глобализации. «Общая тенденция в мире — это ликвидация всех границ и консолидация мирового научного сообщества» — отмечает ученый. Ограничения для ученых, которые зачастую работают на одном энтузиазме с целью нести науку в массы, не вписываются в такие тенденции.
Авторы почти любого блога, Telegram-канала или публичной лекции могут рассматриваться как люди, занимающиеся деятельностью, которую надо контролировать. Если законопроект примут, им всем придется получать разрешение властей на такую работу, а также на контакты с зарубежными учеными и организациями. Напомним, авторы документа в пояснительной записке говорят, что одна из его целей — противодействие «антироссийской пропаганде».
«Основная проблема с „поправками“ заключается в том, что благодаря крайне широкому определению под действие закона подпадет буквально что угодно, любая передача информации вне рамок образовательных учреждений. А популяризация науки в стране держится фактически на энтузиастах, на „свободных художниках“, на ученых с творческой жилкой и развитыми коммуникативными способностями, — подчеркивает Сергей Назаров. — Если их деятельность начнут ограничивать… Все равно, что заставить поэтов и художников заранее согласовывать идею картины с правительством. Это так же странно, как заставлять влюбленных „держаться за ручки“ строго определенным образом, предписанным правительством. И делать это только после согласования своего желания, регистрации его в соответствующем государственном органе и получения лицензии на возможность „держаться за ручки“».
«Поэтому РАН и множество известных ученых и популяризаторов науки выступают с заявлениями о необходимости отмены этого законопроекта. И я, как ученый и популяризатор, конечно, их поддерживаю», — заключает астроном.
Еще можно повлиять на ситуацию. Мы требуем отозвать поправки к закону, учесть голос просветительского сообщества и миллионов россиян, составляющих аудиторию научно-популярных лекций и фестивалей. Законы должны помогать просвещению, а не мешать ему!
Подписать петицию против внесения пакета поправок в закон об образовании можно на сайте Change.org.
Источник: роботы с сайта hightech.fm