В 2020 году технологии не замедлились в своем развитии. Некоторые даже стали актуальнее в эпоху социального дистанцирования. Например, беспилотные автомобили — это бурно развивающееся направление автомобилестроения. Рассказываем о главных достижениях лидеров рынка в 2020 году, какие обновления и модели появились на рынке — от Tesla до «Яндекса».
Четыре уровня «самоуправления» автомобилей
«Самостоятельное вождение» или «автопилот» — это довольно расплывчатый термин с расплывчатым значением. Согласно SAE International, есть четыре уровня беспилотного вождения.
Вообще, беспилотный автомобиль это тот, который может безопасно управлять собой в определенных условиях, но водителю нужно будет быстро вмешаться, когда его попросят. Это автомобиль, который может сам ехать по шоссе, пока вы смотрите фильм, но вам нужно будет взять на себя управление, когда вы съезжаете с шоссе. Некоторые могут рассматривать это как частично автономное вождение.
- Автоматизация уровня 1: некоторые небольшие задачи по рулевому управлению или ускорению выполняются автомобилем без вмешательства человека, но все остальное полностью находится под контролем человека.
- Автоматизация уровня 2 похожа на усовершенствованный круиз-контроль или оригинальную систему автопилота на некоторых автомобилях Tesla, автомобиль может автоматически принимать меры безопасности, но водитель должен оставаться начеку за рулем.
- Для автоматизации уровня 3 по-прежнему требуется водитель-человек, но человек может добавить к транспортному средству некоторые «критически важные для безопасности функции» в определенных условиях движения или окружающей среды. Это создает некоторые потенциальные опасности, поскольку люди передают основные задачи по вождению или от самой машины, поэтому некоторые автомобильные компании (включая Ford) заинтересованы в переходе непосредственно на уровень 4.
- Автоматизация уровня 4 — это автомобиль, который может ездить самостоятельно почти все время без участия человека, но может быть запрограммирован так, чтобы не ездить по не нанесенным на карту участкам или в суровую погоду. Это машина, в которой можно спать.
- Автоматизация уровня 5 означает полную автоматизацию в любых условиях.
Поскольку эти уровни не имеют большого значения для людей, не относящихся к отрасли, производители автомобилей часто не говорят о своих технологиях в этих конкретных условиях SAE. Большой потенциал для людей — это либо автомобиль, который большую часть пути по шоссе (уровень 3) управляет собой, либо автомобили, которые могут ездить самостоятельно почти столько же, сколько вы живете в крытой городской зоне (уровень 4).
Сейчас около 50 компаний занимаются разработкой и выпуском на рынок автомобилей с автопилотом. Кто из них добился наибольшего успеха в 2020 году?
Cruise — тестирует полностью беспилотные автомобили в Сан-Франциско
Компания, поддерживаемая GM, является одной из первых, кто запустил автомобили 4-го уровня в плотных и сложных городских условиях.
Cruise, компания по производству беспилотных автомобилей, аффилированная с General Motors и Honda, тестирует в Сан-Франциско автомобили без водителя, за рулем которого не должен сидеть человек. Компания одной из первых протестировала свои беспилотные автомобили в плотной и сложной городской среде.
На видео, опубликованном компанией, сотрудник Cruise сидит на пассажирском сиденье, пока машина едет по темным улицам Сан-Франциско. Все автомобили Cruise имеют аварийный выключатель в центральном канале рядом с переключателем передач на случай, если что-то пойдет не так, и сотрудники Cruise также удаленно контролируют их. Но огут ли удаленные операторы управлять автомобилем при необходимости?
«Оператор службы безопасности имеет возможность остановить транспортное средство в случае аварийной ситуации, но не имеет доступа к стандартным средствам управления водителем, — сказал представитель компании. — В конце концов, этот оператор безопасности будет полностью удален».
Мы ранее рассказывали, как каршеринг наглядно показывает процесс роботизации во всем мире. Ведь вопрос времени когда авто из каршеринга станут автономными. Согласны?
Cruise был одобрен для тестирования автомобилей без водителя (уровня 4) в Калифорнии 15 октября. По данным DMV, Cruise может протестировать только пять беспилотных автомобилей «на определенных улицах Сан-Франциско». Транспортным средствам не разрешается превышать 48 км/час, и они не могут работать во время сильного тумана или ливня.
Cruise стала пятой компанией, получившей разрешение на использование без водителя от Департамента автотранспортных средств штата. Остальные компании — Waymo, Nuro, Zoox и AutoX. В настоящее время 60 компаний имеют действующее разрешение на испытания автономных транспортных средств с водителем безопасности в Калифорнии.
Это первый раз, когда Cruise продемонстрировала свои возможности уровня 4. Его главный конкурент, дочерняя компания Google Waymo, уже более года тестирует свои полностью беспилотные автомобили в Фениксе и недавно объявила, что сделает свою службу такси уровня 4 доступной для большего числа клиентов. Cruise не разрешает лицам, не являющимся сотрудниками, ездить в своих транспортных средствах. Компания планировала запустить коммерческое такси в 2019 году, но не смогла этого сделать , и еще публично не объявила о новой дате.
В прошлом году Cruise представила Cruise Origin , полностью беспилотный прототип автомобиля без рулевого колеса, педалей и каких-либо элементов управления, обычно связанных с вождением человека. Автомобиль, который будет запущен в производство на заводе GM в Детройте-Хамтрамке , построен для совместного использования несколькими пассажирами — хотя еще неизвестно, насколько востребован общий транспорт в мире после COVID-19. Cruise недавно представила новый набор протоколов безопасности, направленных на то, чтобы люди оставались социально дистанцированными во время поездок, а транспортное средство дезинфицировалось между тарифами.
Google Waymo — открывает доступ к своим беспилотным автомобилям
Waymo, самоуправляемое подразделение Alphabet, объявило, что откроет свои полностью беспилотные автомобили для всех клиентов службы вызова пассажиров в Фениксе, штат Аризона. Раньше в компанию допускалось только несколько человек. Теперь более тысячи человек смогут ездить на автомобиле Waymo без водителя-водителя на переднем сиденье.
Waymo тестирует свои автомобили в районе Феникса с начала 2017 года. Его беспилотные автомобили работают на территории обслуживания площадью около 100 квадратных миль, которая включает города Чандлер, Гилберт, Меса и Темпе, хотя его автомобили без водителя ограничены. на площадь вдвое меньше. В конце 2018 года компания запустила ограниченную общедоступную службу вызова пассажиров под названием Waymo One, но единственными клиентами, которые получили доступ, были люди, которые сначала прошли проверку в рамках программы бета-тестирования ранних райдеров Waymo. Waymo сообщила, что у нее около 1500 активных пользователей в месяц из обеих программ, столько же было и в декабре 2019 года.
Ранее только участникам программы Waymo было разрешено ездить в беспилотных автомобилях компании. Эти люди подписывают с компанией соглашения о неразглашении, чтобы получить доступ к ранним версиям технологии Waymo. Это запрещает им выступать публично, когда, скажем, одна из их поездок отклоняется от курса. Waymo не скажет, сколько человек и сколько поездок совершили его полностью беспилотные автомобили.
Для начала компания планирует предлагать поездки без водителя только для клиентов Waymo One — хотя эти люди могут брать с собой в поездку друзей и семью, сказал в своем блоге генеральный директор Waymo Джон Крафчик. В течение следующих нескольких недель еще больше людей будет приглашено подписаться на Waymo One. (У компании есть список ожидания, из которого она выбирает участников.)
Компания также планирует добавить автомобильные барьеры между передним рядом сидений и задней пассажирской кабиной. Затем будет «повторное введение поездок с обученным оператором транспортных средств, что увеличит пропускную способность и позволит нам обслуживать более обширную географическую зону», — сказал он. Транспортные средства также будут чаще мыть из-за пандемии COVID-19. Здесь изложены правила компании по охране труда и технике безопасности.
«В ближайшем будущем 100% наших поездок будут полностью без водителя», — сказал Крафчик, но не сообщил точных сроков. «Мы ожидаем, что наш новый сервис без водителя будет очень популярным, и мы благодарны нашим гонщикам за их терпение, когда мы увеличиваем доступность для удовлетворения спроса».
Эти беспилотные автомобили не совсем бесконтрольные. У Waymo есть команда удаленных сотрудников, которые в реальном времени следят за трансляциями с восьми камер каждого автомобиля и могут помочь одним нажатием кнопки, если программа попадает в трудное место и требует человеческого глаза, чтобы понять, что происходит. Но Waymo настаивает на том, что эти удаленные операторы не будут «доставлять удовольствие» автомобилям, которые оснащены множеством камер и датчиков, которые помогают ему «видеть» окружающую среду. Автомобиль будет принимать большинство решений о вождении благодаря своей большой компьютерной системе и программному обеспечению искусственного интеллекта.
Tesla и ее бета-версия Full Self-Driving
В конце октября Tesla начала продвигать свое обновление «Full Self-Driving» (FSD) для избранной группы клиентов. Tesla разослала первое бета-обновление программного обеспечения «Full Self-Driving» избранной группе клиентов. Генеральный директор компании, Илон Масксообщил , что все больше владельцев Tesla получат обновление по мере прохождения недель с целью «широкого выпуска» к концу года.
Только те клиенты, которые участвуют в программе раннего доступа Tesla, получат обновление программного обеспечения, которое позволит водителям получить доступ к частично автоматизированной системе помощи водителю автопилота на городских улицах. Программа раннего доступа используется как платформа для тестирования, помогающая устранять программные ошибки.
Маск сказал, что Tesla подошла к обновлению программного обеспечения «очень осторожно», потому что «мир — сложное и беспорядочное место». В письме к инвесторам Tesla сообщила, что ее команда Autopilot «сосредоточилась на фундаментальном архитектурном переписывании наших нейронных сетей и алгоритмов управления. Эта перезапись позволит освободить оставшиеся функции вождения».
Это переписывание, по словам Маска, позволит автомобилям Tesla интерпретировать свою среду в четырех измерениях, а не в двух, что должно привести к значительному повышению производительности и более быстрому обновлению программного обеспечения.
Ранее Маск описывал «полнофункциональную» версию Full Self-Driving как позволяющую автомобилю без вмешательства выезжать из дома на работу. Водители по-прежнему должны быть готовы взять на себя управление, если автомобиль столкнется с проблемой. Некоторые эксперты выразили несогласие с тем, как Маск говорил об этих особенностях в прошлом, утверждая, что он мутит воду, переоценивая возможности автомобиля Tesla.
Автопилот может центрировать Tesla на полосе движения, даже на поворотах, и регулировать скорость автомобиля в зависимости от движущегося впереди автомобиля. Функция «Навигация на автопилоте» может предлагать и выполнять смену полосы движения, чтобы объехать более медленные автомобили, а также направить Tesla к развязкам и съездам. Еще одна функция может замедлить Tesla до остановки на светофоре и знаках остановки. Компания еще не разрешила своим клиентам управлять автомобилем на средних скоростях, когда они с большей вероятностью столкнутся со светофором, перекрестками и другими сложностями.
Автопилот не может выполнять некоторые из этих задач, если маркеры полосы дороги блеклые или отсутствуют, и он не может делать повороты. Водитель также должен постоянно держать руль, иначе автопилот выдаст серию предупреждений, прежде чем в конечном итоге полностью отключится. Но когда эти функции работают согласованно, может казаться, что машина едет сама, но водитель по-прежнему несет ответственность, если машина допустила ошибку или разбилась. (Было несколько аварий со смертельным исходом с участием автомобилей Tesla с включенным автопилотом.)
Во время разговора Маск утверждал, что преимущество Tesla в области автономного вождения связано с наличием большого парка транспортных средств — около 930000 — уже находящихся в дороге. Эти автомобили записывают ситуации и предоставляют данные для обучения для улучшения нейронных сетей, необходимых для программного обеспечения искусственного интеллекта, которое обеспечивает работу беспилотных автомобилей. Подход компании к автономным транспортным средствам в первую очередь ориентирован на компьютерное зрение или использование камер, как и люди, для распознавания и понимания мира.
«Иметь порядка миллиона автомобилей, которые предоставляют обратную связь, и в частности обратную связь по странным угловым ситуациям, которые вы просто не можете придумать в симуляции, — это действительно ценная вещь», — сказал Маск.
«Яндекс» выпустил новый автономный автомобиль
Компания «Яндекс» выпустила новый беспилотный автомобиль четвертого поколения. Он создан вместе с южнокорейской компанией Hyundai Mobis, которая является «дочкой» концерна Hyundai Motors и производит всю электронную начинку автомобиля. Сотрудничество между компаниями началось в марте 2019 года, когда «Яндекс» и Hyundai Mobis подписали соглашение о намерениях, чтобы разработать совместную беспилотную платформу. Первые беспилотные Hyundai Sonata четвертого поколения выехали на улицы Москвы в марте — они были собраны до ограничительных мер из-за распространения новой коронавирусной инфекции. Но официально они были представлены только недавно.
Первое поколение беспилотника «Яндекс» представил в начале 2017 года — оно объединило все экспериментальные сборки «Яндекса». Во втором поколении появилась унификация: компания поняла, какие из сенсоров лучше всего подходят. Десять таких машин «Яндекс» выпустил во второй половине 2017 и в 2018 году. Третье поколение беспилотников — 90 машин — появилось в 2019 году.
Первый беспилотник Hyundai Sonata сошел с конвейера в Южной Корее и был доставлен в Москву самолетом в мае 2019 года: «Яндекс» установил на машину сенсоры с одного из беспилотников Toyota Prius второго поколения, а также компьютер, после чего машина поехала. «Это подтвердило тот факт, что мы делаем универсальную технологию, которую можно было устанавливать в серийный автомобиль», — отметили в пресс-службе «Яндекса».
Далее полгода «Яндекс» и Hyundai Mobis работали над тем, чтобы глубже интегрировать систему управления в автомобиль. «Наши инженеры ездили в Корею, а корейские инженеры приезжали в Москву. Hyundai Mobis доработали все внутренние системы — настроили управление скоростью, работу генератора и т. д.», — рассказали в пресс-службе «Яндекса».
Мы уже писали, что пиццу Domino’s в Америке будут доставлять автономные автомобили. Что же происходит у нас, в России?
До конца 2020 года флот «Яндекса» пополнит сотня таких автомобилей — их общее число достигнет 200. Часть из них будет использоваться в сервисе беспилотных такси в Иннополисе — бесплатно и с человеком на месте водителя, так как законодательство пока ограничивает использование беспилотных автомобилей. Часть также присоединится к тестовому флоту компании в США (Мичиган). Большинство автомобилей останутся в Москве, так как это основной тестовый полигон с разнообразными дорожными сценариями (пробки, неправильно припаркованные машины, пешеходы, которые переходят дорогу в неположенном месте и т. д.).
Источник: роботы с сайта hightech.fm