Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства США (NASA) выбрало три частные компании для участия в разработке посадочных модулей для новой лунной программы Artemis. В их числе два предприятия, широко использующие технологии 3D-печати в производстве ракетных двигателей — Blue Origin Джеффа Безоса и SpaceX Илона Маска.
Судя по всему, NASA решила подойти к делу осторожно и не скупясь, профинансировав разработку лунных пилотируемых аппаратов сразу по трем конкурентным направлениям.
Частная космическая компания Blue Origin, принадлежащая миллиардеру и основателю сети Amazon Джеффу Безосу, должна разработать трехступенчатый аппарат IVL (Integrated Lander Vehicle) с возможностью запуска как на перспективных ракетах-носителях собственной конструкции New Glenn, так и разрабатываемых компанией United Launch Alliance (альянсом Boeing и Lоckheed Martin) ракетах-носителях Vulcan. Последние должны прийти на смену эксплуатируемым в настоящее время ракетам Atlas V и вместо российских двигателей РД-180 будут использовать силовые установки BE-4 за авторством Blue Origin. В проекте лунного модуля от Blue Origin примут участие компании Lockheed Martin, Northrop Grumman и Draper.
SpaceX предлагает проект Starship — тот самый марсианский корабль, проходящий предварительные и пока проблематичные испытания. Два прототипа уже потеряны во время наземных тестов, но компания не сдается. Строго говоря, проект Starship ориентирован в первую очередь на освоение Марса, однако программа SpaceX предусматривает использование этого комплекса для лунных экспедиций, а в долгосрочной перспективе и полетов к Марсу с Луны.
Третьим участником станет алабамская компания Dynetics, входящая в состав корпорации Leidos. Предприятие занимается разработками в сфере авиации, космоса, автомобилестроения, информационных технологий и кибербезопасности, выполняя в том числе подряды NASA, Министерства обороны США и Центрального разведывательного управления. Dynetics намеревается предложить систему DHLS (Dynetics Human Landing System) в связке с упомянутыми выше ракетами-носителями ULA Vulcan.
Как минимум двое участников — SpaceX и Blue Origin — широко используют аддитивные технологии. SpaceX можно считать первопроходцем в плане «космического» аддитивного производства: 3D-печатные детали используются в конструкции двигателей как проходящих испытания пилотируемых космических кораблей Crew Dragon, так и уже эксплуатируемых грузовых кораблей Dragon и ракет-носителей семейства Falcon.
Blue Origin, со своей стороны, входит в гонку с двумя силовыми установками, использующими 3D-печатные компоненты. Непосредственно на лунном модуле планируется использовать «практически полностью 3D-печатный» двигатель BE-7, уже проходящий испытания в Центре космических полетов имени Джорджа Маршалла, а вот на ракеты Vulcan будут устанавливаться двигатели BE-4. Носители Vulcan придут на смену ракетам Atlas V и не будут использовать российские комплектующие. Двигатели BE-4, таким образом, должны вытеснить с американского рынка РД-180 производства НПО «Энергомаш». В феврале этого года компания Blue Origin открыла новую фабрику в Алабаме, вложив в проект в проект не менее двухсот миллионов долларов. Предприятие будет выпускать несколько десятков ракетных двигателей в год.
Общая сумма контрактов на разработку лунных кораблей составляет $967 млн. Участники должны представить результаты через десять месяцев, после чего NASA определит чья конструкция будет использоваться в первых экспедициях на Луну в рамках программы Artemis. Точная дата первого полета пока не определена, но NASA планирует вернуться на спутник Земли до 2024 года.
Источник: 3dtoday.ru