Центральный институт авиационного моторостроения имени П. И. Баранова (ЦИАМ) приступил к выполнению научно-исследовательской работы «Комплексный научно-технологический проект разработки научно-технического задела в обеспечение создания сверхзвукового гражданского самолета». В создании узлов и систем силовых установок нового лайнера планируется применять технологии 3D-печати.
Как сообщает пресс-служба ЦИАМ, работа ведется в рамках государственного контракта, по которому НИЦ «Институт имени Н. Е. Жуковского» разработает комплекс технологий, концепцию и проект комплексной целевой программы создания в России сверхзвукового гражданского самолета (СГС). Задача ЦИАМ, входящего в Институт имени Жуковского, связана с определением облика силовой установки для сверхзвукового самолета и технологий ее создания. Двигатель для самолета ближней перспективы предполагается создать на базе газогенератора ПД-14 с максимальным уровнем преемственности технологий и унификацией существующих узлов.
Поскольку двигатель должен более 70% времени полета работать на максимальном режиме, при его создании необходима существенная переделка камеры сгорания, турбины и системы охлаждения. На помощь в создании узлов и систем такого двигателя придут новые материалы и технологии, в том числе аддитивные. Например, в системе охлаждения планируется использовать уникальный теплообменный аппарат, разрабатываемый с применением таких технологий.
Для самолета дальней перспективы силовая установка будет создаваться на новых принципах. Это двигатель изменяемого цикла, его концепция будет уточняться. В двигателе будут применены передовые технические решения и новейшие материалы.
«ЦИАМ должен предложить концепцию и сформировать предварительный технический облик силовой установки. На данном этапе рассматриваются облики силовых установок сверхзвуковых гражданских самолетов различной размерности и сроков создания, включая сверхзвуковой деловой самолет среднесрочной перспективы на 12-15 мест в VIP-компоновке и скоростью крейсерского полета, соответствующей критическому числу Маха 1,8 с перспективой увеличения до 2,2. Впоследствии, при накоплении необходимого проектного и технологического опыта, предполагается переход к формированию концепции сверхзвукового пассажирского самолета на пятьдесят и более мест с критическим числом Маха не менее 2,2», — поясняет генеральный директор ЦИАМ Михаил Гордин.
Новый сверхзвуковой гражданский самолет должен отвечать самым современным и перспективным требованиям по топливной эффективности и снижению вредного воздействия на окружающую среду в плане шумности и вредных выбросов. В работе, представляющей собой первый этап реализации комплексного научно-технологического проекта и рассчитанной на два года, помимо НИЦ «Институт имени Н. Е. Жуковского» и ЦИАМ участвуют Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н. Е. Жуковского (ЦАГИ), Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем (ГосНИИАС), Межотраслевой аналитический центр и другие организации.
Источник: 3dtoday.ru