Статьи
Данные и знания
При изучении интеллектуальных систем традиционно возникает вопрос — что же такое знания и чем они отличаются от обычных данных обрабатываемых ЭВМ. Можно предложить несколько рабочих определений, в рамках которых это становится очевидным.
этапы:
данные как результат измерений и наблюдений;
данные на материальных носителях информации (таблицы, протоколы, справочники);
модели (структуры) данных в виде диаграмм, графиков, функций;
данные в компьютере на языке описания данных;
базы данных на машинных носителях.
Знания связаны с данными, основываются на них, но представляют результат мыслительной деятельности человека, обобщают его опыт, полученный в ходе выполнения какой-либо практической деятельности. Они получаются эмпирическим путем.
При обработке на ЭВМ знания трансформируются аналогично данным:
знания в памяти человека как результат мышления;
материальные носители знаний поле знаний — условное описание основных объектов предметной области, их атрибутов и закономерностей, их связывающих;
знания, описанные на языках представления знаний.
Используются такие определения знаний:
знания - это хорошо структурированные данные, или данные о данных, или метаданные.
Существует множество способов определять понятия. Один из широко применяемых способов основан на идее интенсионала. Интенсивная понятия - это определение через понятие более высокого уровня абстракции с указанием специфических свойств. Этот способ определяет знания. Другой способ определяет понятие через перечисление понятий более низкого уровня иерархии или фактов, относящихся к определяемому. Это есть определение через данные, или экстенсивная понятия.
Для хранения данных используются базы данных (для них характерны большой объем и относительно небольшая удельная стоимость информации), для хранения знаний - базы знаний (небольшого объема, но исключительно дорогие информационные массивы). База знаний — основа любой интеллектуальной системы.
Знания могут быть классифицированы по следующим категориям:
поверхностные - знания о видимых взаимосвязях между отдельными событиями и фактами в предметной области;
глубинные - абстракции, аналогии, схемы, отображающие структуру и процессы в предметной области.
Современные экспертные системы работают в основном с поверхностными знаниями. Это связано с тем, что на данный момент нет адекватных моделей, позволяющих работать с глубинными знаниями.
Кроме того, знания можно разделить на процедурные и декларативные. Исторически первичными были процедурные знания, т.е. знания, "растворенные" в алгоритмах. Они управляли данными. Для их изменения требовалось изменять программы. Однако с развитием искусственного интеллекта приоритет данных постепенно изменялся, и все большая часть знаний сосредоточивалась в структурах данных (таблицы, списки, абстрактные типы данных), т.е. увеличивалась роль декларативных знаний.
Сегодня знания приобрели чисто декларативную форму, т.е. знаниями считаются предложения, записанные на языках представления знаний, приближенных к естественному и понятных неспециалистам.
Специальное программное обеспечение
В рамках этого направления разрабатываются специальные языки для решения задач невычислительного плана.
Эти языки ориентированы на символьную обработку информации — LISP, PROLOG, SMALLTALK, РЕФАЛ и др.
Помимо этого создаются пакеты прикладных программ, ориентированные на промышленную разработку интеллектуальных систем, или программные инструментарии искусственного интеллекта, например KEE, ARTS.
Достаточно популярно создание так называемых пустых экспертных систем, или "оболочек", — EXSYS, Ml и др., в которых можно наполнять базы знаний, создавая различные системы.
Разработка естественно-языковых интерфейсов, машинный перевод и распознавание образов.
В 50-х гг. одной из популярных тем исследований искусственного интеллекта являлась область машинного перевода. Первая программа в этой области — переводчик с английского языка на русский. Первая идея — пословный перевод, оказалась неплодотворной. В настоящее время используется более сложная модель, включающая анализ и синтез естественно-языковых сообщений, которая состоит из нескольких блоков. Для анализа это:
морфологический анализ — анализ слов в тексте;
синтаксический анализ — анализ предложений, грамматики и связей между словами;
семантический анализ — анализ смысла каждого предложения на основе некоторой предметно-ориентированной базы знаний;
прагматический анализ — анализ смысла предложений в окружающем контексте на основе собственной базы знаний.
Синтез включает аналогичные этапы, но несколько в другом порядке.
Традиционное направление искусственного интеллекта, берущее начало у самых его истоков - это распознование. Каждому объекту ставится в соответствие матрица признаков, по которой происходит его распознавание. Это направление близко к машинному обучению и тесно связано с нейрокибернетикой.
Обучение, самообучение и новые архитектуры компьютеров
Активно развивающаяся область искусственного интеллекта.
Включает модели, методы и алгоритмы, ориентированные на автоматическое накопление знаний на основе анализа и обобщения данных.
Включает обучение по примерам (индуктивное), а также традиционные подходы распознавания образов.
Что в свою очередь дает возможность разработки новых аппаратных решений и архитектур, направленных на обработку символьных и логических данных.
Создаются Пролог - и Лисп-машины, компьютеры новых поколений.
Последние разработки посвящены компьютерам баз данных и параллельным компьютерам.
Интеллектуальные роботы
Роботы — это электромеханические устройства, предназначенные для автоматизации человеческого труда.
Идея создания роботов исключительно древняя. Само слово появилось в 20-х гг. Его автор — чешский писатель Карел Чапек. Со времени создания сменилось несколько поколений роботов.
Роботы с жесткой схемой управления - это практически все современные промышленные роботы принадлежащие к первому поколению. Фактически это программируемые манипуляторы.
Адаптивные роботы с сенсорными устройствами. Есть образцы таких роботов, но в промышленности они пока используются редко.
Самоорганизующиеся, или интеллектуальные, роботы. Это конечная цель развития робототехники. Основная проблема при создании интеллектуальных роботов — проблема машинного зрения.
|