Исследователи Синтия Бризил (Cynthia Breazea) и Джефф Либерман (Jeff Lieberman)
из группы по разработке персональных роботов Массачусетского технологического
института (Personal Robotics Group) разработали специальный вибротактильный
костюм (правда, пока он охватывает только плечо и руку), с помощью которого
можно обучить человека любым двигательным навыкам, например, игре в гольф или
танцевальным движениям. Кроме того, он пригодится пациентам, которые проходят
реабилитацию после различных неврологических травм.
>Статья авторов,
посвящённая пилотной версии этой роботизированной системы, была опубликована в
журнале IEEE Transactions on Robotics.
Итак, как же всё это работает?
Положим, человек очень хочет научиться какому-нибудь непростому удару,
используемому в игре в гольф. Его учитель надевает на себя костюм из лайкры. В
течение 10 минут система автоматически подстраивается под его физические
пропорции (длину руки, расположение суставов и так далее), а затем обучающий
делает тот самый удар (так называемое "идеальное движение").
В это время
специальная оптическая система захвата движений от фирмы Vicon отслеживает
местоположение всех маркеров (смотрите фото) с точностью до одного
миллиметра.
По словам Либермана, "самой трудной частью нашей работы стала
разработка программных продуктов для системы отслеживания сложных движений
человеческого тела, которая должна работать очень быстро и очень точно, чтобы
потом адекватно воспроизвести их с учеником".
Полученные данные костюм
"скармливает" программе, которая (после подгонки костюма под обучаемого
человека) сравнивает физические параметры ученика и учителя. Как только учитель
сделал своё "идеальное движение", костюм может записать, "проиграть" и повторить
его даже на разных скоростях.
Когда же, наконец, к делу приступает ученик,
то его движения корректируются с помощью вибрации небольших приводов, вшитых в
местах расположения маркеров. Вибрации пропорциональны погрешности положения
того или ионного сустава обучающегося человека. Система может скорректировать
даже вращательные движения руки, вызывая соответствующие тактильные ощущения и
подсказывая человеку как её поворачивать.
Раньше на то, чтобы обучить
подающего надежды спортсмена хорошо играть в гольф, уходили месяцы тренировок и
сотни часов просмотра видеозаписей профессиональных игр.
В будущем же (если
разработка всё-таки достигнет размеров полного костюма и обретёт порядка ста
маркеров) будет достаточно нескольких движений высококвалифицированного учителя
и далее человек может обучаться так, будто находится в теле мастера. Ученику
даже не понадобится видеть обучающего (что весьма удобно для слепых или
слабовидящих людей).
"Идея создания столь странного механизма пришла мне в
голову во сне. Я проснулся, провёл около часа в размышлениях и в этот же день
поставил первые опыты. Окончательный вариант (со всеми программными и
аппаратными усовершенствованиями) был готов примерно через полгода",
говорит Джефф.
Проведённые эксперименты показали, что "подсказки" костюма
помогли студентам повысить на 23% долю удачных попыток повторить движение за
преподавателем, и уменьшить количество ошибок на 27%.
А если представить,
что полноценный костюм в будущем можно будет использовать для обучения,
например, плаванию (не надо будет несколько сотен раз подниматься из воды и
только затем делать новые попытки), то, скорее всего, существенно уменьшится и
время, необходимое для полной подготовки человека.
В ходе экспериментов
также выяснилось, что система каким-то образом задействовала подсознательные
навыки людей по обучению тем или иным движениям, что особенно важно для тех
больных, кому необходимо обратно "срастить" повреждённые участки нервной
системы, восстановить умение производить какое-либо действие.
"Прототип
нашего костюма получился очень дорогим и достаточно тяжёлым. Над устранением
этих недостатков мы работаем сейчас", добавляет Либерман.