Специалисты из университета Карнеги-Меллона (CMU) и компании Caterpillar работают над созданием самого большого в мире автомобиля-робота. Они занялись переделкой ни много ни мало самого тяжёлого в мире карьерного самосвала.
Гигантский "интеллектуальный беспилотник" учёные создают на базе грузовика Caterpillar 797B с номинальной грузоподъёмностью 345 тонн и полной массой 624 тонны. (Заметим, карьерный монстр Liebherr T 282 B несколько превосходит своего американского собрата в грузоподъёмности, но зато уступает в полной массе и немного в габаритах.)
"Автономные транспортные средства ещё находятся в стадии становления", говорит Тони Стенц (Tony Stentz), один из авторов проекта. Но всё же учёный полагает, что в следующие 5-10 лет технология автомобилей-роботов, опробованная на практике в карьерах, в конечном счёте распространится на обычные легковушки.
Насчёт "младенчества" технологии Стенц слегка поскромничал. Год назад именно автомобиль-робот из CMU блестяще выиграл состязание DARPA Urban Challenge, в котором несколько автономных легковушек и даже один грузовик колесили по маленькому городку, исправно соблюдая правила и уступая дорогу другим авто.
Собственно превращение огромного Caterpillar в робота и заключается в адаптации к самосвалу той же самой электронной начинки и той же программы, которые позволили победить в Urban Challenge питтсбургскому внедорожнику. ПО, впрочем, будет скорректировано с учётом работы в карьере.
Итак, вскоре "железная гора" получит GPS-приёмник, а также набор лазерных дальномеров и видеокамер, сканирующих обстановку вокруг. Вся информация с них будет попадать в бортовой компьютер, решающий как действовать грузовику в том или ином случае.
797B в ипостаси робота не будет первым автоматизированным карьерным гигантом. Тут американцев опередили японские специалисты из компании Komatsu, выведшие недавно подобный опытный грузовик на просторы рудника Gaby в Чили. Зато Caterpillar будет крупнейшим.
Данная работа должна стать пробой перед переводом не одного, но многих карьерных самосвалов на автономную работу. Пока это только эксперименты, но смысл затеи университета Карнеги-Меллона и компании Caterpillar вовсе не в создании технологического "экспоната кунсткамеры" ради чистого рекорда или рекламы. По оценке специалистов, внедрение самосвалов-роботов позволит в перспективе снизить издержки добывающих компаний.
Дело тут не в зарплатах водителей: задействованный 24 часа в сутки и семь дней в неделю самосвал может показать едва ли не вдвое большую производительность в сравнении с аналогичной машиной, управляемой людьми. К тому же карьеры опасное место, и удаление водителей из них поможет сокращению несчастных случаев в отрасли.
Читайте также о грузовике-роботе PLS (10-колёсном армейском монстре на 16,5 тонн груза) от американской компании Oshkosh Truck, испытанном в 2006-м.