Итальянские роботы-автомобили пересекут Евразию без водителей
Этот "Трансконтинентальный вызов автономных машин" (VisLab Intercontinental Autonomous Challenge), также называемый "Приключением на великом шёлковом пути" (VisLab's adventure on the Silk road), призван стать жёстким тестом для системы автономного вождения, развиваемой в VisLab уже много лет. В частности, университетские специалисты принимали самое непосредственное участие в постройке американских грузовиков-роботов Oshkosh TerraMax, которые боролись за победу в трёх состязаниях беспилотных машин DARPA Grand Challenges (2004, 2005 и 2007 годов), и помогали той же самой команде колдовать над десятиколёсным военным грузовиком PLS, успешно испытанном в 2006-м.
| ||||||
Oshkosh PLS (вверху) и Oshkosh TerraMax T2 – американские грузовики-роботы, зрение и интеллект которых создавались силами учёных из университета Пармы. Всего же итальянцы в виде экспериментов уже перевели на автономное управление порядка двух десятков машин (фото с сайта vislab.it). |
Новые итальянские роботы построены на базе микроавтобусов. Интересно, что от обычных машин они отличаются не только автономным управлением, но и чистой электротягой.
Кстати, на крыше транспортных средств нашлось место солнечным батареям, так что энергию для питания критически важного оборудования фургончики будут брать от солнца, а остальное поставят электрические розетки по ходу вояжа. Если розеток не окажется – к услугам экспедиции дизель-генераторы на машинах сопровождения.
Каждый автомобиль-робот из Италии оснащён четырьмя лазерными сканерами спереди, двумя парами стереокамер, смотрящими вперёд и назад, плюс ещё тремя камерами, охватывающими 180-градусный сектор обзора в передней "полусфере", системой спутниковой навигации и, конечно, набором компьютеров и программ, позволяющих машине принимать решения в тех или иных ситуациях.
Исходные микроавтобусы (модель Porter Electric) предоставила университету компания Piaggio Veicoli Commerciali. Фургончик проезжает на одной зарядке 100 километров и способен разогнаться до 60 км/ч.
Интересно, что система робототехнического управления, вращающая руль и жмущая на педали газа и тормоза, как и компьютерные "мозги" машины, оснащена собственной, полностью отделённой от электромобиля системой питания. Это сделано для пущей надёжности и безопасности (фотографии VisLab).
Хотя технически все четыре робота совершенно идентичны, они должны двигаться парами, в каждой из которых две машины будут играть разную роль. Первый автомобиль должен двигаться самостоятельно большую часть пути.
Задача: проверка систем зондирования обстановки, выбора траектории движения и сбор статистических данных обо всём путешествии. Вмешательство человека тут задумано ограниченным команда будет задавать роботу общий маршрут и сможет взять на себя управление в критических ситуациях.
Вторая машина в паре ведомая. Она будет автоматически следовать маршруту, прокладываемому первым роботом. За исключением нештатных ситуаций вмешательство человека тут не понадобится вовсе.
Так или иначе, но и в роботе-лидере, и в роботе-ведомом всегда будут находиться люди. Они не должны ни к чему прикасаться, пока поездка идёт по плану, но всегда смогут отключить компьютер-пилот и взять управление на себя, в случае если произойдёт какой-то сбой (фотографии AP, VisLab).
Взаимодействие лидера и ведомого должно строиться по двум сценариям с автоматическим переходом между ними. В случае если ведущий робот находится в пределах видимости, ведомый просто смотрит на него своими глазами-камерами и следует за ним. Однако собственные его сенсоры всё равно остаются настороже, дабы машина могла уточнять своё положение на дороге, избегала столкновений с препятствиями любого плана, а также определяла свою скорость.
Если же лидер пропадает из поля зрения, вторая машина переключается на движение по грубым GPS-координатам трассы, передаваемым роботом-лидером в эфир. Но аналогично собственные системы распознавания обстановки продолжат работу для уточнения траектории "по ситуации".
Компанию автономным микроавтобусам составили четыре автокемпера и три среднетоннажных грузовика, необходимых для организации быта команды в пути, а также для ремонта автомобилей-роботов, если таковой потребуется. Кроме того, команду будут сопровождать машины телевизионщиков (фотографии VisLab).
Нужно отметить, что в каждый момент времени в автономном режиме будет двигаться только одна "слётанная пара" микроавтобусов-роботов, а вторая исполнит роль запасной и сможет "отдыхать" в режиме самых обычных машин. Но пары будут регулярно меняться, так что в целом грандиозное испытание пройдут четыре автомобиля.
Итальянцы отмечают, что экспедиции придётся столкнуться с множеством проблем: разные дороги и разные погодные условия, разная инфраструктура и даже нарушения правил со стороны других участников дорожного движения... Хорошо, что оранжевые микроавтобусы с камерами и лазерами заметны издали. В рекламном ролике ниже фигурирует другой беспилотный автомобиль от VisLab куда более неприметный снаружи BRAiVE (BRAin drIVE).
На значительную часть намеченного маршрута нет электронных карт, и уточнять путь придётся на месте. А ещё лидер проекта и глава VisLab Альберто Броджи (Alberto Broggi) ожидает, что роботам могут просто попасться "безумные пешеходы", переходящие улицы и дороги в неположенном месте и буквально кидающиеся под колёса.
Но в этом и состоит вся прелесть замысла: создатели оранжевых фургончиков намерены показать, что машины-роботы уже способны действовать в реальных условиях, а не только на огороженных полигонах.
В ходе экспедиции роботы перевезут из Пармы в Шанхай символическое количество груза. Тем самым инженеры и учёные намерены доказать, что в принципе товары вполне можно переправлять на столь большие расстояния на борту беспилотных транспортных средств.