Яхты-роботы поднимают паруса на штурм Атлантики
Так или иначе, за победу в трансатлантической гонке намерены побороться:
| ||||||||
Картина, достойная пера Айвазовского: кораблик команды MAST сражается с порывами ветра на фоне свинцовых туч (фото с сайта roboticsailing.org). |
Состязание роботов-яхт придумано Марком Нилом (Mark James Neal) из университета Уэльса и Ивом Бриером (Yves Brière) из ENSICA. Первые такие (довольно скромные) соревнования прошли на одном из французских озёр, а также в морском заливе близ берега Британии в 2006 и 2007 годах. Однако трансатлантический переход куда более серьёзное испытание для роботов, нежели несколько километров тех первых гонок.
"Это первый случай, когда кто-либо попытается преодолеть океан с любой автоматизированной лодкой, сообщает Нил. Большая проблема долговечность и гибкость работы роботов в сложных условиях. Они должны выжить в течение двух-трёх месяцев без всякой поддержки. Если нам удастся добраться до финиша, я буду очень рад. Это достижение откроет океаны для мониторинга окружающей среды при помощи роботов".
Проект из Мэриленда (иллюстрация с сайта robotboat.blogspot.com).
"Датчики таких машин, продолжает профессор, будут измерять содержание углекислого газа в воде, концентрацию хлорофилла и загрязняющих веществ, атмосферное давление и температуры воды и воздуха. Собранные данные пригодятся учёным, а также помогут специалистам отслеживать рост планктона или разливы нефти. Роботы соберут эту информацию дешевле и оперативнее, чем с нынешними технологиями".
Надо заметить, что плавающие роботы уже ходили поперёк Атлантики. Можно вспомнить хотя бы выдающийся подводный робот-исследователь Spray. Однако для обеспечения своего движения он использовал совсем другой принцип.
С другой стороны, мы уже видели успех системы, в которой парусом (да ещё и летающим) управлял компьютер. Так что современная техника обладает хорошей "базой", чтобы породить работоспособные трансатлантические яхты-боты.
Пока команда Team Savage завлекает потенциальных спонсоров этим рисунком… (иллюстрация с сайта tech.groups.yahoo.com).
Вернёмся, впрочем, к состязанию.
В правилах Microtransat Challenge перечислены такие разумные вещи:
- яхты не должны иметь никакого привода, кроме паруса;
- аппарат должен быть полностью энергетически автономным, он должен нести на борту всё необходимое ему электрооборудование, а в длину парусник не должен превышать четырёх метров;
- участники не могут мешать другим претендентам, в том числе – вести машины на столкновение, ставить препятствия или мешать работе электронных систем конкурентов;
- каждый участник обязуется предоставлять информацию о положении лодки судьям не реже раза в сутки;
- участники не могут управлять своими яхтами дистанционно, но могут переправлять на них координаты определённых точек дистанции, информацию о погоде на маршруте или даже обновлять ПО лодки, а также – получать с борта телеметрию о состоянии яхты (её батарей и так далее).
…их соперники из Portencross Boys выполнили (вчерне) проект своей яхты-робота Shoogle Nifty II, чему свидетельство — этот чертёж (иллюстрация с сайта vagabond.me.uk).
Старт этой гонки намечен на промежуток между 29 сентября и 5 октября 2008 года. Место старта Виана до Кастело (Viana do Castelo), Португалия. Финишная линия (по определению устроителей гонки) это отрезок меридиана 60 градусов западной долготы, ограниченный двумя параллелями 10 и 25 градусов северной широты. На ряде ресурсов уточнено, что "ленточка" натянута примерно между северной оконечностью Святой Люсии и южной оконечностью Мартиники, хотя это куда более короткий отрезок.
В случае если ни одна яхта так и не дойдёт до заветной финишной линии, победителем состязания объявят аппарат, который на момент своего схода или прекращения всей гонки в целом достигнет самой западной точки среди всех претендентов.
Несколько моментов гонки 2007-го, которая прошла в Ирландском море у берега Абериствита (фотографии с сайта microtransat.org).
"Считать цыплят" мы будем осенью. Но ещё раньше, с 20 по 25 мая 2008-го, в Австрии на озере Нойзидль (Neusiedl) пройдёт международный чемпионат яхт-роботов (World Robotic Sailing Championship 2008), организованный INNOC. Для команд, намеренных бросить своих роботов в волны Атлантики в осеннем супермарафоне, майское состязание послужит отличным тестом машин и оценкой расстановки сил.
Во всяком случае уже известно, что команды INNOC, Aberystwyth, FEUP и MAST вовсю собираются на чемпионат.