Андрей Плахов о проблеме создания искусственного интеллекта
Как говорят организаторы турнира RoboCup, "Международным сообществом специалистов по искусственному интеллекту задача управления роботами-футболистами признана одной из важнейших". Хм. Не правда ли, интересно, почему? Неужели больше нечем заняться? Отчего же, конечно, есть. Весь смысл футбола роботов состоит в том, что это идеальная учебная задача. С её помощью очень хорошо не только учить студентов программированию (да и самим учиться, чего уж там греха таить), но и разбираться, а как же на самом деле должен быть устроен жизнеспособный робот. Как и что он должен уметь видеть, какими внешними устройствами пользоваться, как передвигаться. Этого никто пока ещё не знает, это очень важно и полезно, но к искусственному интеллекту фантастов не имеет никакого отношения. Футбол роботов это не задача. Это большая-большая масса слабо связанных друг с другом технических проблем. Как научить роботов быстро оценить взаимное расположение предметов в пространстве? А как научить вставать с земли упавшего робота? Что лучше в реальных условиях, телекамеры или ультразвуковые сенсоры? Как учитывать влияние ветра на устойчивость бегущего робота? Все они важны, но это, увы, тоже не ИИ. Очень может быть, что, как мечтают все те же организаторы RoboCup, в 2050 году команда роботов и впрямь обыграет в футбол команду людей. Только их интеллектуальность к этому будет иметь примерно такое же отношение, как их раскраска. Коммерческие применения Главным признаком успешности и положения в обществе вот уже три тысячи лет остаётся одно и то же. Кто сказал "интеллект"? Не угадали, попробуйте ещё раз.
Лучшие идеи сами найдут себе дорогу. Красивые, но нежизнеспособные, или шарлатанские, или ошибочные умрут. Деньги в этих областях работают на удивление честно и правильно. Русским читателям, наверное, будет приятно, если я скажу, что один из лидеров в распознавании текстов фирмa ABBYY находится в России, а другой фирма Parascript основан русскими эмигрантами. Я и сам хотел бы верить, что каждый проданный диск "ABBYY FineReader", каждая новая игра фирмы "Нивал", приближает нас к созданию ИИ. К сожалению, это не так. Ни в распознавании текстов, ни в создании компьютерных игр высокая наука оказалась просто не нужна. Что нужно, так это стройный коллектив людей с ясными головами и хорошим образованием, и грамотное применение большого числа довольно простых по своей сути алгоритмов. Никакого сакрального знания на этих направлениях добыть не удастся, никаких великих открытий не совершится, и этого вовсе никто и не добивается. Люди просто зарабатывают себе деньги, заодно улучшая нашу жизнь.
Турниры программистов Недавно одна малоизвестная фирма Microsoft проводила турнир под названием "Террариум".
| ||||||||
"Террариум" искусственная жизнь под руководством Microsoft. |
Программистам предлагалось создавать искусственную жизнь, не больше и не меньше. Это, наверное, самое известное из подобных соревнований, а вообще их проводится очень много энтузиасты-организаторы с завидной регулярностью предлагают создавать программы, играющие то в войну роботов, то в колонизацию Юпитера. Бывают даже соревнования по выживанию среди компьютерных вирусов.
Что же мешает хотя бы этим проектам служить созданию настоящего ИИ, который в будущем сможет и воевать, и Юпитер колонизировать? Одно простое слово непродуманность.
Даже могучие умы Microsoft не смогли придумать правила, в которых сложное поведение выгодно. Что уж говорить об остальных. Что ни турнир а все побеждает одна и та же тактика: "чем проще – тем лучше"!
Кто победил в "Террариуме"? Наши соотечественники. А что они сделали?
Вот полный перечень тех правил, по которым жило самое жизнеспособное виртуальное травоядное турнира.
Если видишь хищника, убегай в сторону от него. Если видишь животное своего вида, быстро бегущее в какую-то сторону, беги туда же.
Если вокруг только чужие, быстро-быстро ешь всю траву, чтобы другим поменьше досталось.
Если не видишь чужих, ешь её ровно столько, сколько надо. Наконец, если ни травы, ни хищников не видишь, иди куда глаза глядят.
Ну как, интеллектуально? Нет, зато эффективно.
Никакая другая тактика даже близко не могла сравниться с этой по своей эффективности. Это, разумеется, проблема правил игры. Но именно с ней и сталкиваются все подобные турниры. Чтобы поощрять сложное поведение, нужен сложный мир, а на компьютере такой смоделировать очень непросто.
Да здравствует король!
Неужели я писал это к тому, чтобы убедить всех, что ИИ не будет создан никогда? Нет. Я верю в то, что мы увидим его совсем скоро. Только создан он будет не в университетах, и не в лабораториях крупных корпораций.
Его создадут "на коленке", в свободное от работы время. Но лишь тогда, когда мы все хорошо подумаем, и поймём: а зачем нам это? Что мы от него хотим? Каков настоящий критерий успеха? Где же задача? Когда перестанем давать шарлатанам водить нас за нос и кружить головы обещаниями. Тогда всё у нас получится.