Однажды один гламурный журнал решил открыть научно-популярный раздел и предложил мне написать статью о боях роботов. Через два дня 'Купи себе боевого робота' (так была названа статья) была упакована и отослана по интернету.
Однажды один гламурный журнал решил открыть научно-популярный раздел и предложил мне написать статью о боях роботов. Через два дня "Купи себе боевого робота" (так была названа статья) была упакована и отослана по интернету. Редактор спросил: "Ничего, если мы там его чуть поправим?" - "Ничего". В итоге… получилось: "Механическая смерть!" (это название), и процитирую новый вариант вступления: "Ты устало скрипишь переключателями реле. Глаз-индикатор противника медленно тухнет, и ты понимаешь, что он всего лишь последовательность нулей, созданная потехе людей ради". Конечно, от такого варианта я сразу отказался:)
Но, это тенденция - человек хочет видеть в роботе одушевленный предмет. Почти все население Земли будет смотреть третьего "Терминатора". Слово "робот", скорее всего, станет самым раскрученным брэндом в XXI веке. Не так давно появилась мода среди производителей пылесосов - теперь новые автоматизированные модели называются Robovac (робот-пылесос). При этом 200-долларовая модель Roomba, внешне напоминающая большую шайбу, стала в некоторых семьях чуть ли не полноценным их членом. Люди стали им давать имена, ухаживать за ними. Про электронную собаку Aibo и говорить не приходится.
Сейчас мы попытаемся открыть завесу над тем, что же на самом деле происходит в мире роботов, особенно в самом интересном его проявлении - битвах.
Реальные бои роботов
Современные бои роботов - это, прежде всего, соревнования между людьми-профессионалами. Сейчас можно увидеть состязания на земле, в воде, под водой и в воздухе. В большинстве случаев мы говорим о радиоуправляемых моделях, оснащенных необходимым оборудованием и оружием. Где-то в 80-х - 90-х годах прошлого века как грибы после дождя стали появляться соревнования радиоуправляемых устройств. Это и авиамодельный спорт, у которого сейчас очень много поклонников и автомодельный, у которого их не меньше, и судомодельный. Потом до нас дошли новости о проведенных соревнованиях роботов-сумоистов - радиоуправляемых коробках на колесиках. Задача соревнующегося - вытолкнуть соперника за круг. Сейчас этим никого не удивишь, и подобные соревнования проводятся чуть ли не во всех университетах. В Японии активно стало распространяться другое течение - шагающие роботы и роботы-гуманоиды. Дело в том, что у этой страны очень большая и славная история подобных разработок. Достаточно вспомнить робота-пианиста или славного "старика" Waseda. Сейчас лидерство в технологиях производства роботов-гуманоидов принадлежит Sony, Mitsubishi и Honda. Весной проводилась одна из самых популярных выставок в этой области - Robodex 2003, где было представлено огромное количество шагающих моделей.
B.O.B.
Bacchus
Несколько лет назад в Японии проводились боксерские бои роботов-гуманоидов. Правда, выглядело это очень смешно. Робот, одна рука которого стоит десятки тысяч долларов, предельно медленно наносит удар в сервочелюсть соперника, стоимость которой не меньше. Хозяева, конечно, и рады были сделать шоу, но одно неуклюжее падение питомца… и несколько лет работы и десятки тысяч долларов - насмарку. Сейчас роботы-гуманоиды все еще находятся на этапе своего зарождения и их сегодняшняя стоимость, как и у любых сверхсовременных технологий оценивается сотнями тысяч долларов. Хотя нам обещали реализовать к 2050 году футбольный матч - роботы против людей. Посмотрим.
Bad Badger
BattleRat
Американская компания BattleBots Inc. пошла несколько другим путем. За основу были взяты те же радиоуправляемые модели, но только потяжелее и с вооружением. Команды изобретают, строят и управляют боевыми роботами, чтобы показать свои творческие навыки, инженерные способности, стратегию и способность управления. Способ передвижения моделей может быть абсолютно любым. В основном наземные состязания проходят в три этапа - гонки по трассе, полоса препятствий и непосредственно сам бой. До третьего этапа доходят только лучшие. Если говорить о подводных боях, то это гонки на скорость в воде, гонки при шторме, и финальная битва. При этом, если при наземном варианте боя, соревнующемуся достаточно выбить противника с игрового поля, и тот падает в пропасть, в подводном намного сложнее - при выходе за линию их ждет вооруженный до зубов робот-дистрактор, уйти от цепких лап которого практически невозможно.
Botknocker - 19
Что удивительно в боях от BattleBots - очень серьезная организация шоу. Это уже не университетское соревнование. BattleBots предъявляет строгие нормативы, технические допуски и правила для участников игрищ, в которых учтено практически все. Например, если вы в наземном соревновании решили придумать прыгающего робота, то за вас уже все рассчитали, - он должен прыгать не выше 180 см:) Если вас интересует подробная документация и правила, то вы можете скачать нужные документы по адресу www.battlebots.com
Некоторые выдержки из правил
Предупреждение: Построение и использование боевых роботов может быть опасным. Не создавайте и не пользуйтесь боевыми роботами, если вы не имеете должной квалификации. Каждый боевой робот должен пройти сертификацию BattleBots Inc. Безопасность, состояние, дизайн, соответствие закону, эксплуатация, возможность коммерческого использования, соответствие к использованию - все подчиняется требованиям и правилам BattleBots Inc.
Bender
Berzerker 2000
Наземные бои проводятся на специальном поле или "BattleBox" - 48-футовый квадрат, поднятый на высоту 2 фута от пола. Иногда на арене специально создаются препятствия и дополнительные сложности, предназначенные для причинения ущерба и/или вывода из строя боевого робота. Соревнующиеся могут использовать такие элементы для своей выгоды. Для региональных игр используются BatlleBox с меньшими размерами и меньшим количеством рискованных препятствий.
Для наземных боев определены четыре весовые категории, что чем-то нам напоминает правила бокса. В приведенной таблице отображена градация весовых категорий и, как можно заметить, разбежка в весе для каждой из них достаточно велика. Чаще всего конструкторы ориентируются на верхний предел каждой из категорий. Так, большинство роботов в тяжелой категории весят от 90 кг. Ходящие, или как их еще называют, "шагающие" роботы имеют такую же градацию весовых категорий, но с превосходством веса в 30%. Нужно отметить, что очень редко шагающие роботы соревнуются с ездящими - у последних есть явное преимущество в устойчивости и меньшей подверженности поломкам. Поэтому, чтобы уравнять силы, были приняты такие расхождения для одинаковых весовых категорий.
Весовая категория наземного "бойцового" робота
Допуски для ездящих
Допуски для шагающих
Легкая
от 13.5 кг (30 фунтов) до 27 кг (60 фунтов)
от 17.5 кг (39 фунтов) до 35.5 кг (78 фунтов)
Средняя
от 27 кг (60 фунтов) до 54.5 кг (120 фунтов)
от 35.5 кг (78 фунтов) до 71 кг (156 фунтов)
Тажелая
от 54.5 кг (120 фунтов) до 100 кг (220 фунтов)
от 71 кг (156 фунтов) до 130 кг (286 фунтов)
Супер-тяжеловесы
от 100 кг (220 фунтов) до 154 кг (340 фунтов)
от 130 кг (286 фунтов) до 200.5 кг (442 фунта)
Дополнительно имеют место ограничения по размерам и минимальному значению скорости. Если ваш ездящий робот имеет длину более 5 футов (152, 4 см) и ширину более 4 футов (121,9 см), то ему понадобится специальный "пит-стоп", что будет оговариваться отдельно. При аттестации роботов также обращают внимание на скорость, она должна быть не ниже одного фута в секунду (0,3 м/с).
Если говорить о материалах, из которых делаются боевые машины, то тут также имеются ограничения. Не допускается использование токсичных, тяжелых, реактивных металлов, радиоактивных материалов, токсичных или опасных волокнистых материалов типа асбеста, стекловолокна, гниющих органических субстанций и так далее.
Billy-Bot
Black Ops
Предупреждение: Пневматические и гидравлические системы могут быть очень опасны, если разработка, сборка и тестирование не производились на должном уровне. Если конструктор и/или сборщик не имеет глубоких познаний в области пневматических и/или гидравлических систем, ему не разрешается использовать такие устройства в боевом роботе.
К боям не допускаются следующие типы вооружений:
Электрическое/электромагнитное оружие.
Оружие, загрязняющее поле битвы, а это вода, коррозивные химикаты, клеящаяся и жидкая пена, пыль, песок, шарики от подшипников и другие мелкие предметы, умышленно пролитые смазочные материалы, такие как масло, смазка, графит и силикон.
Ослепляющее оружие, в том числе, большие объемы дыма и пыли, световые вспышки и очень яркий свет, внешний лазерный свет.
Взрывчатые вещества
Оружие, загрязняющее механизм.
Взаиморазрушающее оружие.
Предупреждение: На игры не допускаются дети младше восьми лет.
Существуют ограничения по внешнему виду боевых машин. Оформление не должно противоречить чьим-то религиозным чувствам и проповедовать нацизм.
Отдельно хочется сказать об именах боевых машин - они должны подбираться исходя из закона по авторским правам. Командам предлагается отследить новое выбранное имя через Google, и если такового в списках не найдется, то данный вариант резервируется за новым разработчиком. Название робота расценивается как торговая марка.
Не смотря на такое большое количество ограничений соревнования BattleBots можно считать самыми жесткими на сегодня "боями без правил". Вполне возможен "летальный исход" противника, и он даже приветствуется, так как это отличный элемент шоу.
Шоу боевых роботов оправдано еще и из других соображений. Дело в том, что машины для BattleBots собираются примерно за шесть месяцев. Это самый небольшой срок по сравнению со сборкой тех же роботов-гуманоидов и т.п. При этом окупаемость такого рода мероприятий колоссальна, но и вложения не малые. Представьте, что на сборку одной такой боевой машины тратится не менее $3000 (иногда и намного более). Небольшой сервомотор может стоить около $200, не говоря уже о приводах и дистанционном управлении. Данное шоу окупается еще и тем, что пользователи и энтузиасты со всего мира начинают покупать книги, детали. При желании вам могут собрать уже готового боевого робота и выслать в коробке (если это пройдет таможню).
Веботы (webots)
Это также очень интересный клон соревнований роботов. По адресу www.cyberbotics.com возможно приобрести не только готовые модели, но и программу, с помощью которой вы сможете смоделировать своего робота.
Такие виртуальные модели называются веботами (webots). Так вот, путь от компьютерного экрана до полноценной реализации достаточно долгий, поэтому разработчики решили немного поторопить события и устроить состязания компьютерных моделей, то есть веботов. Насколько я помню, их уже прошло два - в 1999-м и 2000-м. Конечно, если говорить о войнах роботов в виртуальном мире, то, как тут не вспомнить MechWarrior и другие подобные игры. Но веботы несут в себе несколько другую идею - робота вы создаете самостоятельно. Здесь также как и с "живыми" прототипами разработчики изобретают, строят и управляют боевыми роботами, чтобы показать свои творческие навыки, инженерные способности, стратегию и способность управления. Веботы - это виртуальная альтернатива состязаниям BattleBots с большей долей креативности, думаю, что у нее будет большое будущее, но не обязательно связанное именно с фирмой Cyberbotics. Тут, как мы понимаем, появляются свои правила - правила виртуального мира.
Робото-пейнтбол
Вариант, который предлагает Plantaco Ltd. представляет несколько другой вариант проведения состязаний - смешанный вариант виртуального и реального. Танк Desktop Rover оснащен видеокамерой и управляется с помощью компьютера. При этом его оператор может находиться на удаленном расстоянии. Остальное все просто - на борту Desktop Rover имеется "лазерная пушка" и датчик попадания. Правила как в пейнтболе - перемещаться по пересеченной местности и уничтожать соперников. Это самое дешевое состязание боевых роботов, поскольку каждый такой танк стоит всего $59.
Основные перспективы
Cоревнования BattleBots - одно из самых ярких шоу начала века. К тому же были составлены правила и технические нормативы, которые можно считать прототипом для проведения будущих больших игр. При этом не стоит забывать, что есть и другая сторона медали, которая также может получить активное развитие - виртуальные роботы. С ними можно устраивать целые битвы в интернет, при этом нет ограничений по типам вооружений и так далее. Этому кстати способствует и язык моделирования виртуальной реальности VRML (Virtual Reality Modeling Language), позволяющий сохранять и описывать 3D-объекты, который, кстати, был одно время незаслуженно забыт. Но, с такими виртуальными игрищами можно дойти до настоящих войн роботов, как это пока довольно скромно иллюстрирует пейнтбольный вариант. Ведь трехмерную программную модель вполне просто реализовать в реале.
То есть сейчас происходит переход от состояния разрозненности к монополизированию индустрии. Первый серьезный гигант - BattleBots Inc.