Костюм Raytheon умножает силу человека в 20 раз
В конце 2007 года Raytheon купила Sarcos, но делу разработки экзоскелета это, кажется, не помешало. Правда, диковину выпускать в серийном масштабе не стали, но зато недавно представили публике. Показ экзоскелета, произошедший недавно, был явно приурочен к выходу свежего фильма "Железный человек" (Iron Man), сюжет которого закручен вокруг, опять-таки, костюма-робота. Поэтому сия демонстрация очень смахивает на некий оперативный "маркетинговый ход"… Ну да ладно, не о том речь.
| ||||||
Аппарат может работать по программе независимо от оператора, находящегося (или не находящегося) в нём (фото Raytheon). |
Во всяких сообщениях об экзоскелете часто упоминается, что разработка называется XOS, однако Raytheon почему-то не говорит ничего об этом факте. Видимо, либо фирма по загадочным причинам стесняется этого слова, либо попросту это немножко неправда.
"Идеология" новой машины такая же, как и у прочих аналогичных устройств. У неё есть сенсоры, регистрирующие мышечные сокращения, и есть актуаторы. Соответственно первые сигнализируют, действие каких мышц нужно сымитировать. А моторы быстро реагируют на поступающие сигналы.
Без каких-либо мучений Рекс Джеймсон (Rex Jameson) — гражданин спортивный, но не качок — в этом "скелете" поднимает груз весом в 200 фунтов — почти 91 килограмм! Хватать тяжёлые грузы можно только посредством специально приделываемых крюков — пока что отдельных "усилителей" для ладоней и пальцев не сконструировано. Но никто и не сообщает, запланированы ли они вообще (фото Raytheon/AP/Douglas C. Pizac).
Естественно, происходит "улучшенная" имитация: двигатели совершают бóльшую работу, чем мышцы. В итоге получается существенное усиление производительности человека, "закованного" в техноскелет.
Экзоскелет компании Raytheon делает это просто феноменальным образом, увеличивая силу сидящего внутри него человека в 20 раз!
С кабелем он далеко не убежит, если что… Пока толком не известно, станет ли экзоскелет беспроводным — подразумевается, что в некоторых ситуациях его вполне можно будет запитать от генератора, установленного, например, на танке али на вертолёте. Естественно, не в "горячих" ситуациях (фото John B. Carnett).
О подробностях футуристической конструкции разработчики мало чего сообщают. До того как эта штуковина будет производиться массово, многое, конечно, будет держаться в тайне — чтобы конкуренты не узнали секретов и чтобы потом что-то можно было спокойно запатентовать. Так что сейчас по экономическим и юридическим соображениям райтеоновцам рано заявлять о достижениях. Да и сглазить можно, в конце-то концов.
Но то, что было показано, просто потрясает! На представлении оператором экзоскелета был Рекс Джеймсон, инженер по испытаниям из Raytheon.
Стивен Якобсен (Stephen C. Jacobsen), директор Sarcos и руководитель проекта (он тут справа), сообщил, что изобретение найдёт своё место в самых разнообразных сферах, в том числе и в мирной жизни. И не только для подмоги грузчикам, но и для помощи людям с ограниченными физическими возможностями (фото Raytheon).
Без какого-либо серьёзного напряжения Рекс таскал всякие тяжести, а также бродил по наклонной плоскости, кидался разными предметами и лупил боксёрскую грушу. Особенно впечатляют физические упражнения с нагрузкой весом больше 90 килограммов — 500 повторов за один подход. Полюбуйтесь на его успехи (ролик на YouTube).
И всё — без лишнего перенапряжения. "Это скорее может наскучить, чем утомить!" — поделился впечатлениями инженер.
По словам Джеймсона, приспособиться к управлению скелетом совсем нетрудно (фото Raytheon/AP/Douglas C. Pizac).
У текущей версии экзоскелета есть две беды. Нет-нет, не те две, а другие. Первая — отсутствие автономного источника питания: для снабжения конструкции требуется подсоединять к ней толстенный кабель, само собой, ограничивающий свободу передвижения. Вторая — недостаточная ёмкость батареи: заряда хватило всего на полчаса шоу.
|
Кроме того, как признался мистер Джеймсон, аппарат выглядит более "изящным", чем он есть на самом деле. Из-за того что он реагирует на движения не мгновенно, а с некоторой незначительной задержкой, что вызывает некоторое дополнительное мышечное напряжение у оператора. Но это дело привычки.
Конечно, задержка мешает идеально управлять экзоскелетом. К счастью, даже у прототипа её длительность хоть и немного заметна, но не критичная. По крайней мере, как говорят специалисты, столь малая её величина, как в данном аппарате, прежде не была достигнута в похожей технике.
По всей видимости, Sarcos должна довольно быстро расправиться с этими проблемами. Как-никак работу компания нынче ведёт по заказу вооружённых сил США, с которыми заключила двухлетний контракт на $10 миллионов.
Агрегат можно будет использовать как для проведения боевых действий и спецопераций, так и для разгрузки-погрузки боеприпасов и громоздкой военной техники, которая по натуре своей лёгкостью никогда не отличалась.
Компания работает не только над повышением эффективности робота, оптимизацией его энергозатрат и увеличением ёмкости батарей, но и над снижением стоимости конструкции. Во сколько зелёных, например, денег может влететь один аппарат заказчику — пока не сообщается, но разработчики собираются довести (вероятно, снизить) цену до "стоимости небольшого автомобиля" (фото John B. Carnett).
Судя по всему, сейчас на всём белом свете на роль супергероя в суперкостюме может сразу претендовать не более одного человека — по количеству действующих прототипов экзоскелета… Конечно, пройдёт несколько лет, и райтеоновские (а может, и чьи-нибудь ещё) экзоскелеты станут обычным делом в армейском вооружении.
Будем надеяться, что это произойдёт в очень скором времени. И заодно верить, что всё-таки инновация найдёт своё место в арсенале средств, которые пригодятся не столько для ведения эффективной войны, сколько ради эффективного сохранения мира.