Голландский самолётик RoboSwift заделался стрижом
Впрочем, главная изюминка проекта – это крылья с изменяемой геометрией. Только не спешите разочаровываться, мол, уже десятилетия в мире существуют истребители и бомбардировщики с крылом переменной геометрии. Тут речь нужно вести скорее о морфинге, поскольку дело заключается не только в изменении угла стреловидности. Всё гораздо сложнее. Как сказано в пресс-релизе команды RoboSwift, студенты отталкивались от исследований своего наставника Дэвида Лентинка (David Lentink), который весной нынешнего года опубликовал в Nature материал о стрижах.
| |||
Интересен тот факт, что стриж плавно подстраивает форму крыла. Непрерывно в ходе всего полёта, сообразно, в частности, скорости. И в широких пределах. Причём именно в фазе парения.
Это и позволяет стрижу выполнять эффектные и эффективные манёвры в воздухе. И разгон по прямой, и скоростной разворот почти на месте не представляют для этих живых асов проблемы.
Для дистанционно пилотируемого самолёта, предназначенного для патрулирования в самых разных условиях, это было бы очень ценным качеством. Не меньше такие сверхспособности пригодятся и при изучении стрижей.
Да, авторы проекта полагают, что их самолёт-разведчик может быть использован и для биологических исследований – наблюдением за стаями птиц в небе, так сказать, изнутри. А чтобы не отстать от стремительных птиц на высоте, крошечная машинка должна быть не менее проворной.
А значит, крылья RoboSwift будут менять свою форму.
Несимметричное управление крыльями позволит машине делать резкие повороты (иллюстрация RoboSwift team).
Важно отметить, что крыло микромашины будет не только отклоняться назад на большой скорости, но и заметно уменьшать при этом свою площадь. В то время как у существующих самолётов с изменяемой геометрией крыла и в распрямлённом, и в максимально отклонённом состоянии площадь эта меняется мало.
К тому же, самолёты с изменяемой геометрией используют это изменение скупо. Они взлетают с прямым крылом, а разогнавшись, отклоняют его назад. Никакой фантазии, в общем.
RoboSwift сможет менять форму своих крыльев очень быстро, в любой фазе полёта, да ещё – правого и левого крыла индивидуально. За счёт выборочного складывания одной стороны микроробот сможет выполнять такие пируэты, что никакому истребителю и не снились.
Но на этом придумки нидерландской команды не исчерпываются. Машина сможет парить как птица и при этом будет складывать пропеллер для уменьшения аэродинамического сопротивления.
Всё это позволит ей стать прекрасным разведчиком, которого трудно обнаружить что визуально, что по звуку.
На самолёте будут установлены три микрокамеры. Две, смотрящие вперёд, и одна — вниз. Пилот RoboSwift, находящийся на земле, сможет получать картинки с этих камер на свои очки-дисплеи и таким способом, если судить по данной иллюстрации, наблюдать как за жизнью птиц, так и за передачей секретных материалов между шпионами (иллюстрация RoboSwift team).
Не зря же учёные уже не раз и не два устанавливали на птицах маленькие видеокамеры. Не для наблюдения за красотами земной поверхности, а для съёмок работы перьев в полёте.
В этом смысле проект RoboSwift ложится в общую струю. А будет ли он успешным – увидим. Собственно уже в 2008 году практика расставит все точки над i.
Причём голландцам будет с чем сравнивать своё творение: в 2008-м команда RoboSwift надеется принять участие в первом американо-азиатском соревновании по летательным аппаратам размерности "микро" (MAV 08), которое пройдёт с 10 по 15 марта в индийском городе Агра.
Эта птица-робот - не первая попытка создать роботизированное летающее существо.
Создан летающий как птица робот
Специалисты немецкой компании Festo создали робота, способного в точности повторять движения птицы. Модель под названием SmartBird не использует для полета двигатели. Вместо этого она летает только за счет больших крыльев, размах которых составляет 1,8 м. SmartBird способна взлетать и садиться без помощи человека. Управление «птицей» осуществляется посредством радиопередатчика ZigBee.