Европейцы вариант робота WALL•E
А поскольку похожих городков с тесными историческими центрами в старушке Европе полным-полно, неудивительно, что именно тут был реализован масштабный проект DustBot по отработке технологий робототехнической уборки и вывоза мусора. В затее, в значительной мере финансируемой Европейской комиссией (European Commission), принимают участие специалисты из Италии, Испании, Британии, Швейцарии и Швеции, но ведущая роль тут принадлежит исследователям из Высшей школы святой Анны (Scuola Superiore Sant'Anna), расположенной в Пизе.
| ||||||
Основная команда разработчиков и их детища (фотографии Massimo Brega, DustBot). |
В рамках проекта учёные и инженеры построили трёх роботов. Первый – DustClean – это автономная уборочная машина, снабжённая вращающимися щётками и пылесосом.
Она способна очищать улицы и площади, путешествуя по заданному маршруту. DustClean обучена объезжать препятствия и останавливаться перед пешеходами. В общем – перед нами нечто вроде хорошо отъевшегося и поумневшего робота-пылесоса, привычного для многих уже домов и квартир.
DustClean за работой. Бумажки машине подкидывали, конечно, намеренно (фотографии DustBot).
Но куда любопытнее второй тип робота – DustCart (таких построена пара штук). Глядя на него, нельзя не вспомнить обаятельного WALL•E, запихивающего мусор в свой живот.
И пусть у DustCart рук нет, по назначению и функционалу этот бот очень похож на мультяшного героя – европейский дедушка WALL•E призван забирать мусор у клиентов и отвозить его на захоронение или переработку.
DustCart, питающийся, к слову, от литиевых батарей, по сути представляет собой миниатюрный автономный мусоровоз, умеющий прокладывать маршрут по электронной карте и не врезаться в фонарные столбы (фотографии DustBot, Massimo Brega).
Ездит DustCart на двух колёсах. И использует он известную нам Segway Robotic Mobility Platform, а попросту основу от американского самобалансирующего скутера.
На уличных тестах (а пробные демонстрации прошли не только в Печчиоли) зелёный DustCart отдувался за двоих, а его синий собрат, как правило, демонстрировал публике внутренности. И только на фотосессии в помещении инженеры частично "раздели" и зелёного робота (фотографии DustBot, Massimo Brega).
Для ориентации в городе у DustCart имеется целый набор средств. Он обладает картой местности и способен связываться с беспроводными передатчиками, подключающими его к центральной системе контроля. Робот умеет уточнять свои координаты по ультразвуковым маякам, и наконец, он оснащён набором сенсоров, позволяющих ему не натыкаться на пешеходов и объезжать, к примеру, припаркованные автомобили.
Кроме того, на перекрёстках и вдоль улиц в районе действия DustCart размещаются камеры, передающие картинку на центральный пост. Нет, людям не обязательно командовать машиной по шагам. Но в перспективе, когда таких аппаратов на улицах будет не один десяток, контроль за их работой и местом расположения окажется нелишним.
В каком бы городе ни проходила презентация проекта, авторы роботов устраивали два пункта – "гараж", или док-станцию (прообраз будущих станций для таких машин, где они могли бы заряжаться), и пункт наблюдения. Ну и ещё места для сбора мусора и точки его отправки (условные квартиры клиентов) (фотографии DustBot).
Сценарий применения DustCart таков. Человек, желающий выбросить мусор, вызывает робота по телефону. Тот прибывает в указанную точку.
Клиент через контактный экран вводит свой персональный идентификационный номер. Это возможность на будущее, позволяющая сделать такую систему платной, а ещё – выбирать разные маршруты транспортировки.
Но главное человек указывает тип мусора: органические отходы, стекло, пластик или бумага/картон.
Алло, заберите мусор! В роли клиента – исследователь Марко Леттере (Marco Lettere) (фотографии Massimo Brega, Fulvio Paolocci/GlobalPost, DustBot).
Далее пользователь системы кладёт мешок с мусором в открывающийся живот робота и машина, "проглотив" эту ношу, укатывает к пункту сортировки или переработки отходов, где и выгружает мешок.
Выгрузка происходит практически "под ноги". И если в тестах это были просто заранее указанные на карте площадки, то в перспективе точки сброса могут быть оборудованы автоматическими люками и подземными накопительными системами.
Создатели машины не говорят, сколько она может проехать с мусором внутри, прежде чем достигнет пункта сортировки. Ну а на тестах, понятно, всё происходило практически в пределах прямой видимости (фотографии Fulvio Paolocci/GlobalPost, DustBot).
Как видим, проект DustBot апеллирует к сознательности горожан и вновь поднимает тему сортировки отходов, способных стать доходами.
Уж в Печчиоли это знают хорошо. Здесь имеется передовой мусороперерабатывающий заводик, и потому сбор вторсырья с обсуждением важности и доходности этого бизнеса для жителей – едва ли не любимое занятие.
Ну, "любимое" это, пожалуй, сильное преувеличение. Но, во всяком случае, как сообщает корреспондент GlobalPost Фульвио Палоччи (Fulvio Paolocci), участникам проекта DustBot, когда они подыскивали площадку для испытаний системы, стоило произнести на собрании жителей Печчиоли волшебное слово "мусор", как они тотчас же получили согласие.
Алессандро Манци (Alessandro Manzi), один из разработчиков роботов, подаёт тестовые команды с беспроводной клавиатуры. Это только проверка, но в принципе проект предусматривает и подачу роботам-мусорщикам команд от оператора на местности, для чего можно было бы использовать беспроводный пульт (фотографии Fulvio Paolocci/GlobalPost, DustBot).
Комплекс из множества машин DustBot обоих типов, по замыслу авторов системы, принесёт в коммунальную индустрию второе дыхание. А для тесных европейских городов окажется спасением. В некотором роде.
Ведь DustCart и DustClean колесят в таких местах, куда обычной технике не проникнуть. Да и на широких улицах, и в просторных дворах их помощь может оказаться нелишней. Жители городов, мол, устали от шумных мусоровозов, раскатывающих под окнами по ночам, рассуждают авторы комплекса. А электрические боты – бесшумны.
Жители Печчиоли, наблюдавшие представление, разыгранное для них учёными, разделились на две части – тех, кто высказывал большой скептицизм относительно будущего такой системы, и тех, кто восторгался разработкой (фотографии DustBot).
"Основным же преимуществом системы как для коммунальщиков, так и для горожан является тот факт, что данная услуга доступна по требованию", заявляет координатор проекта DustBot Паоло Дарио (Paolo Dario).
В перспективе единая система управления должна обрабатывать звонки граждан, рационально распределяя вызовы между армией ботов. Снующие между дверями домов в тесных улочках и пунктов сбора мусора двухколёсные машины могут заменить немало рабочих.
А ещё роботы DustBot оснащены сенсорами, определяющими содержание в воздухе бензола, оксидов азота, углерода и серы, других вредных соединений, плюс – датчиками температуры.
Для сбора этих сведений может применяться всё та же централизованная система, позволяющая роботам ориентироваться в городе и передавать свои координаты в диспетчерскую.
"Флот DustCarts может передавать точные данные о воздухе, которым мы дышим, в режиме реального времени", – поясняет менеджер проекта DustBot и один из его лидеров Барбара Маццолаи (Barbara Mazzolai) (фото Fulvio Paolocci/GlobalPost).
Легко представить, что в такую умную сеть можно будет объединить не только роботов-мусорщиков, но и другие машины, готовые выйти на улицы (и появиться в различных общественных местах типа магазинов и аэропортов).
С роботами-патрульными и пожарными мы уже знакомились, как и с машинами, помогающими делать покупки, все они были родом из Японии.
По идее, умение таких роботов контактировать ещё и друг с другом поможет им более толково выполнять свои обязанности.
Тест в итальянском городе Масса (Massa) (фотографии DustBot).
И коли заговорили о японских технологиях: в феврале нынешнего года в одном из крупных торговых центров в Осаке прошёл тест, продемонстрировавший интеграцию европейского мусорщика DustCart в систему Network Robot System (NRS), созданную японским исследовательским институтом передовых коммуникаций (ATR).
В основе NRS стационарные лазерные сканеры, определяющие положение людей на "подшефной" территории, а также беспроводная система связи, позволяющая подвижным роботам получать данные от этих сканеров, а ещё – разговаривать между собой.
Испытания в Осаке. В роли напарника DustCart в ходе теста выступал гуманоид Robovie. Машины выполнили несколько тестовых задач. Например, прохожий обращался к Robovie за помощью, а тот вызывал к себе DustCart (передавая через сеть собственные координаты), который приезжал на место встречи и отвозил багаж пользователя в указанную точку магазина (фотографии DustBot).
В японских испытаниях принимал участие ещё не вполне готовый бот. А первая официальная выкатка обоих роботов ("мусоровоза" и "щётки") состоялась в мае в итальянской Понтедере (Pontedera). Затем прошли тесты в Печчиоли, а в конце июня – публичная демонстрация системы в итальянской Массе и шведcком Оребро (Örebro). В сентябре же 2009-го роботы должны приехать в испанский город Бильбао. Что дальше?
Технология ещё нуждается в доводке, а между тем компании, которые взялись бы за серийное производство пары электронных мусорщиков да их внедрение, ещё нужно найти.
Много чего умеет DustClean, но очищать от пыли сам себя он не способен (фотографии DustBot).
Прототип пока слишком медлителен, чтобы действовать на запруженных толпами улицах.
К тому же неясно, кто должен нести ответственность, если неисправный бот наедет на человека или повредит что-нибудь. Владельцы из коммунальных компаний и служб или изготовители машины? Законодательство на этот счёт пока молчит, сокрушается Дарио, подразумевая в первую очередь родную Италию.
Да и в других странах обществу ещё предстоит выработать однозначное отношение к тому факту, что вскоре различные роботы могут выйти на улицы городов.
Проект DustBot стартовал в декабре 2006 года, а официально завершается он в конце ноября года нынешнего (фотографии Massimo Brega).
Даже в ушедшей (в этом плане) вперёд Стране восходящего солнца публичные демонстрации каких-либо новинок роботостроения собирают толпы любопытных. А среди кривых средневековых улочек того же Печчиоли подобные боты выглядят и вовсе пришельцами с Луны. Так что потребуется время, чтобы люди начали воспринимать такого рода машины как органичную часть городского пейзажа.
Или мы просто накопим столь большие горы мусора, что нам останется уповать лишь на появление настоящего, уже не анимационного, "избавителя и спасителя" WALL•E.