Обрастание судов негативное явление, с
которым с переменным успехом пытаются бороться самыми различными методами.
Передовое решение проблемы нашли специалисты Управления военно-морских
исследований США (Office of Naval Research), исследовательской лаборатории ВМС
(Naval Surface Warfare Center, Carderock Division), компании SeaRobotics и
технологического института Флориды (Florida Institute of
Technology).
Ракушки и водоросли, оккупирующие подводную часть судов,
способны заметно повысить сопротивление движению, снижая максимальную скорость
на 10% и повышая расход топлива в запущенных случаях на все 40%
утверждают специалисты американских ВМС.
Проблема эта известна давно, и
актуальна она, очевидно, не только для военных судов, но и для гражданского
флота. Для борьбы с обрастанием приходится привлекать водолазов, очищающих
поверхность на стоянке судна в порту либо время от времени ставить корабль в
сухой док с той же целью.
Много лет назад предлагалось для войны с
обрастателями использовать ультразвук и токсичную краску, мешающие морским
обитателям закрепляться и размножаться на подводной части судов или морских
сооружений. Но всё равно во всём мире в основном сражаются с "биоплёнкой"
старыми проверенными способами.
И хотя торговый флот теряет огромные
средства из-за обрастания, самый высокотехнологический метод борьбы с ним
разработали специалисты ВМС США в содружестве с гражданскими учёными и
инженерами (кстати, американский флот теряет до полумиллиарда долларов в год
из-за всё той же проблемы в виде лишнего расхода горючего и затрат
на дополнительное обслуживание судов в портах).
Партнёры по проекту создали
автономного робота для "биоинспирированной подводной чистки корпуса" (Robotic
Hull Bio-inspired Underwater Grooming tool Hull BUG). Подводная
"газонокосилка" (в чём-то схожая с роботом-чистильщиком бассейнов) оснащена
колёсами для передвижения по корпусу корабля, к которому она присасывается,
создавая миниатюрный водоворот под своим "брюхом" (там есть небольшая
крыльчатка).
В передней части аппарата расположен прибор, позволяющий
машине самостоятельно отличать чистую поверхность от покрытой биоплёнкой (в его
основе флуорометр, определяющий люминесценцию обрастателей). Этот
сенсор позволяет роботу не тратить время зря. Ну а за очистку корпуса отвечает
набор вращающихся щёток.
Один из первых прототипов Hull BUG, его обратная сторона и испытания
аппарата в реальных условиях (кадры US
Navy).
Испытания Hull BUG показали
перспективность нового подхода. Американцы отмечают, что их военные корабли
проводят половину жизни у причалов и в это время роботы, подобные Hull BUG,
могли бы с минимальными затратами спокойно очищать корпуса от
ракушек.
Одновременно американские ВМС сообщили об успехах в разработке
необрастающих (сравнительно, конечно) покрытий, безопасных для экологии. Военные
полагают, что наилучший эффект даст сочетание таких защитных плёнок с
деятельностью роботов-чистильщиков.