Инженерам не привыкать воплощать фантастику в реальность. Но тут случай особый. Вы можете припомнить фантастический фильм, в котором робот выносил с поля боя раненого бойца? То-то. Как правило, боевые роботы в кино заняты противоположным делом: убивают людей.
Итак, знакомьтесь: перед нами "Поисковый и спасательный робот поля боя" (Battlefield Extraction and Retrieval Robot BEAR) от американской компании Vecna Robotics (отделения Vecna Technologies).
Несколько поколений BEAR — перемены налицо (фото Vecna Robotics).
Если вы фанат терминаторов, то будете разочарованы: пушек и гранат в данном проекте вы не увидите. Да и вообще военное назначение этого робота далеко не единственное. Этот же гуманоид способен помогать инвалидам или просто может переносить тяжело больных в госпиталях. Также он пригодится при спасении людей во время катастроф и стихийных бедствий.
В общем очень добрый такой проект получился. Может потому, что основатели Vecna Technologies это супруги Дэниел и Дебора Теобальд (Daniel, Deborah Theobald), воспитывающие трёх маленьких детей.
Постоянным читателям "Мембраны" робот-медбрат знаком. Нынешний вариант данного робота заметно отличается от аппаратов "фазы I".
Новейшая версия BEAR (слева она показана "раздетой") обрела большую человечность. А сочетание колёс и гусениц придало машине лучшую подвижность в самых разных условиях (фотографии Walter Sidas, Tom Atwood).
Напомним, первых роботов-медбратьев с трудом можно было назвать гуманоидами. Ведь они ездили на колёсах от самобалансирующегося самоката Segway, а головы у них вначале не было вовсе, а позже появилось некое её подобие.
Теперь американские инженеры основательно переработали своего робота. BEAR получил обновлённое туловище с мягкой обивкой, новую голову с глазами-камерами (видимого и инфракрасного диапазона) и ушами-микрофонами, новые руки более мощные и с большим количеством степеней свободы, и, возможно, главное обещанные гусеницы.
Два больших колеса, впрочем, никуда не исчезли. Но теперь машина способна передвигаться несколькими способами. Там, где нет необходимости в скрытности, и там, где нет особых препятствий, BEAR должен по-прежнему раскатывать в стиле Segway. Но если потребуется он сгибает своё тело и переходит в так называемое положение кентавра гусеницы опускаются на грунт и торс машины оказывается низко над землёй.
Лозунг супругов Теобальд (вы догадались — они — слева): "Лучшие технологии — лучший мир" (фото Walter Sidas, Tom Atwood).
В таком режиме робот сможет выносить раненого из-под огня, перебираясь с ним через горы щебня, поваленные деревья и так далее. А в городе эта машина, благодаря гусеницам, может теперь передвигаться вверх и вниз по лестнице, заметьте, со взрослым человеком на руках.
Управлять роботом-санитаром пока приходится по радио. Что, впрочем, неплохой вариант для поля боя. Оператор в укрытии может видеть и слышать глазами и ушами робота, принимая быстрые решения в сложной обстановке. Впрочем, компания работает и над программами, которые позволят BEAR работать в полуавтономном режиме.
Главное предназначение этой машины переноска тяжестей. Тут надо пояснить, что за время развития проекта Vecna Robotics создала семь версий робота: от раннего (сырого и неуклюжего) прототипа V1, показанного в ещё 2004-м, до новейшего V7, испытания которого ещё идут.
Так вот, на одном из тестов V7 поднял одной только рукой 118 килограммов. При этом давление в гидравлической системе робота составляло примерно четверть от предельного. Потому можно уверенно сказать, что BEAR с запасом готов не только к переноске пострадавших солдат с полной боевой выкладкой (разнообразным оружием и в бронежилетах), но и к подносу боеприпасов, разгрузке складов и прочим "подсобным" работам.
На этих снимках хорошо видны аккумуляторы — они расположены в самом низу робота. Аккумуляторы питают электрическую систему BEAR, в том числе и электромотор, вращающий масляный насос гидросистемы (фотографии Walter Sidas, Tom Atwood).
Тут стоит отметить, что каркас V7, так сказать, скелет андроида, выполнен из высокопрочной стали. На этот материал инженеры перешли после конфуза с версией 6, имевшей каркас из алюминиевого сплава. На одном из тестов "медбрат" V6 попытался поднять легковой автомобиль за передний край, но переломился в талии. В следующих версиях создатели BEAR намерены и вовсе перейти на титан.
Но что роботу автомобили? Спасение людей его главная цель. И, надо сказать, к человеку машина сможет проявить буквально "мягкий подход". В последних версиях BEAR число степеней свободы каждой руки, оснащённой мягкими накладками, достигло шести.
А так может выглядеть финальный вариант BEAR, способный проявлять недюжинную гибкость и "изобретательность" при эвакуации раненого (иллюстрация Vecna Robotics).
Важно отметить, что руки и туловище машины снабжены широкой сетью датчиков давления, позволяющих роботу судить о положении раненого и помогающих BEAR аккуратно управляться со своей чудовищной гидравлической мощью.
Обуздать же её призвана система управления гидравликой, снабжённая множеством быстродействующих микроклапанов. И гидравлическая техника робота, и принципы управления, которые позволили достичь очень высокой точности действий при огромных усилиях, развиваемых манипуляторами гордость разработчиков. Так что некоторые оригинальные решения гидросистемы BEAR ожидают патентования.
Неудивительно, что в конце прошлого года журнал Time назвал BEAR лучшим изобретением 2006-го в сфере военных технологий. А в этом году супруги Теобальд и их коллеги получили от конгресса США, на дальнейшее развитие проекта BEAR, свыше $1 миллиона.
Пока ещё различные варианты BEAR катаются по полигонам и лабораторным комнатам. Титановый же медбрат, готовый к отправке в войска, по плану компании должен появиться к 2010 году. Опять обещанного три года ждут? Или, бывает, что меньше? Посмотрим.