Научные статьи по роботам

Роботы окончательно заменят людей

31.05.2006, 11:48


Когда людей окончательно заменят роботы, задачи управления значительно упростятся. Приказы будут выполняться неукоснительно, никто не будет болеть, и уж тем более не будет срывов, депрессий или сезонных обострений. До той поры приходится мириться с тем, что сотрудники обладают всеми человеческими достоинствами и недостатками. В том числе психикой, и иногда не совсем устойчивой. Что делать, если сотрудник устал, потерял вкус к работе и даже к жизни, если у него депрессия или нервный срыв? Уволить его, избавиться как от балласта или пытаться помочь ему?

Массовый психоз

В нашей стране психологические кризисы случаются даже у самых крепких и морально устойчивых. Вчера еще человек был бодр и весел, приходил на работу вовремя, выдвигал идеи, брал на себя ответственность. А сегодня он запирается в своем кабинете, обедает в одиночестве, не подходит к телефону, проваливает важные задания. Или, наоборот, кричит на коллег и клиентов, суетится и все равно ничего не может сделать. Как быть? В конечном счете, путей всего два: попытаться вызволить ценный кадр из ситуации, в которую он попал, или избавляться от сотрудника, пока он не наломал дров. Руководство встает перед сложным выбором: ориентироваться на соображения выгоды или проявлять не всегда уместный, но почти всегда дорогостоящий гуманизм.

Но, для начала, требуется понять, что же именно случилось с человеком. Суммировать разнообразные психологические обострения попыталась Марина Мелия, генеральный директор компании "ММкласс": "Действительно, есть проблема акцентуации некоторых черт характера, которая усиливается в весеннее и осеннее время. Это может быть, во-первых, обострение паранойяльных явлений, когда человек убежден в том, что к нему несправедливы, очень плохо относятся и даже преследуют… Во-вторых, депрессия, общее снижение работоспособности: сотрудник тупо смотрит в компьютер и ничего не делает. Втретьих, может развиться маниакальная энергичность, человек начнет развивать бурную деятельность, выдвигать массу предложений, но при этом ничего не доводит до конца. Наконец, в-четвертых, шизофренические обострения: непониманиеситуации, трудности в общении, простой вопрос "как дела?" может представляться вторжением в его внутренний мир".

Иногда человеку настолько плохо, что он в прямом смысле выбывает из строя: бросает работу, ложится в больницу, спивается. А для других бывает достаточно регулярного отпуска весной и осенью. Конечно, не все кадры одинаково ценятся в компаниях, и о некоторых "белых воротничках" никто особенно заботиться не будет. Но чем выше должность, чем ответственнее работа, тем больше нагрузка, а значит, и вероятность таких ситуаций, хотя и менеджерами чаще становятся люди, закаленные в боях. Тем не менее случиться может всякое, а уход руководителя или просто талантливого сотрудника- это уже настоящая проблема, решение которой стоит вполне ощутимых денег.

Многое определяет не только место в иерархии, но и род занятий сотрудника, испытывающего психологические сложности, замечает Марина Мелия: "Важно понимать, кого и на какую работу, с какими акцентуациями надо брать. Людей проблемных не стоит брать на работу с клиентами. С другой стороны, некоторая отгороженность от мира не мешает быть человеку прекрасным дизайнером или айтишником". Если на работу сотрудника влияют другие люди, будь то клиенты или коллеги, то ему надо обладать крепкими нервами. В противном случае неприятности начнутся и у него, и у окружающих.

Локальная терапия

Итак, если после раздумий было решено, что компания хотела бы удержать сотрудника, то надо понять, как именно можно ему помочь. В этот момент отношение руководства играет первостепенную роль. В нашей стране "культура болезни" вообще оставляет желать лучшего, а все, что хоть как-то связано с психиатрией, вызывает у большинства сограждан суеверный ужас. Иное дело - на Западе, замечает Светлана Епихина, директор по персоналу ГК "Орион": "Там работа HR ориентирована на капитализацию человеческого ресурса. То есть его задача - привлечь персонал, обучить, а потом обеспечить отдачу, реинвестирование, а это срок как минимум в 15-20 лет. Для этого создаются и условия, и формируется здоровый образ жизни: HR отслеживают стрессовые ситуации, связанные с переменами в семье сотрудника, переездами, регулярными психологическими кризисами на третий, седьмой год работы и так далее.

Любой признак болезни на Западе связывается с образом жизни - образ жизни астматика, диабетика и т. д. А у нас болезнь - это в первую очередь дефект, диагноз, причем часто связанный с инвалидностью. Это же относится и к психическому здоровью сотрудников".

Такой подход фактически ставит крест на будущем сотрудника: если руководство и коллеги считают его больным, ему вряд ли смогут помочь.

А помощь требуется. "Самое главное - дать человеку возможность высказаться",- считает Ольга Перекопская, менеджер по развитию потенциала руководящих кадров компании ТНК-BP. "Это уже на 50% может решить его проблемы.

Часто недовольство, дискомфорт, которые могут впоследствии привести к неадекватным поступкам,- они накапливаются из-за того, что нет возможности обсудить проблемы, которые человеку мешают нормально работать",- полагает она.

Заразная болезнь

Светлана Епихина считает, что "грамотный HR постарается решить проблему сотрудника, влияющую на его эффективность в трудовой деятельности и коммуникации в коллективе. Нужно оказать ему юридическую или психологическую помощь. Для этого, конечно, директор по персоналу должен иметь психологическое образование, хотя у нас часто нет жестких требований к образованию HR. Потому что, например, HR-экономист может решить, что это либо придурь, либо болезнь, а "чистый" психолог, наоборот, часто путает работу и психологическую консультацию. Более правильно- оценить затраты времени и усилий на работу с конкретным сотрудником, в зависимости от его ценности для компании. Вопрос должен решаться в условиях конкретных задач, возложенных на сотрудника".

"В любом случае,- продолжает Марина Мелия,- этому человеку необходимы отдых и квалифицированное лечение. У HR должен состояться реальный диалог с сотрудником, необходимо учитывать его интересы. Ведь он может услышать только то, что соответствует его интересам. Человеку нужно дать возможность принять помощь. Если он ее принимает, то с ним можно и дальше работать. А если отказывается, можно думать о его увольнении: сотрудник уже сильно неадекватен. Это гуманно, как по отношению к этому человеку, так и к людям вокруг". Очень важно, замечает Марина Мелия, понимать, что такое состояние сотрудника негативно влияет на окружающих: "Ведь какое впечатление производит сотрудник в депрессии? Остальным кажется, что он просто ленится! Это вызывает у них раздражение и, как следствие, то же нежелание работать. Это в некотором роде "заразно" - похоже на то, как если в коллектив попадает сутяга (человек, который начинает высчитывать, кто как к кому относится): окружающие в силу цепной реакции тоже начинают об этом думать". Источник: Roborter


Ключевые слова:
сотрудника
работу
человеку
жизни
Марина
сотрудник
человек
Мелия
директор
помочь
болезнь
помощь
решить
работать
часто
ничего
замечает
компании
должен
плохо
проблема
понять
ситуации
наоборот
Человекоподобные роботы
робот


Вернуться в рубрику:

Человекоподобные роботы


Хотите видеть на нашем сайте больше статей? Кликните Поделиться в социальных сетях! Спасибо!

Смотрите также:

Обратите внимание полезная информация.

Робототехника для каждого. 2024г.